"Я уже губернатору написал" - с такой фразы начинает каждый второй посетитель, пришедший в редакцию рассказать о своих проблемах. По словам руководителя Управления по обращениям и жалобам администрации Петербурга Ольги Зибровой, горожан следует срочно учить правилам общения с властями - пишут не тем, не туда и не так...
Правило первое: читай Конституцию и законы
"Многие горожане, которые пишут губернатору, похоже, не знают, например, о том, что в стране существует разделение властей, - считает Ольга Зиброва. - Они не понимают, что не может и не имеет права исполнительная власть вмешиваться, например, в дела власти судебной. Поэтому никакие жалобы на судей и их действия отправлять губернатору не надо. Он все равно не решит. И президент не решит. Не имеют права. Однако 15 процентов писем, поступающих в Смольный, именно такие.
Не меньше писем от тех, кто никак не может понять, что желание человека и его права - это разные вещи. Ну хочется, например, человеку квартиру получить, он стоит в очереди на жилье. Но ждать не желает и пишет, требует - дайте квартиру. А почему ему, а не тому, кто перед ним?
Поэтому, если вы решили реализовать свое конституционное право обращения в органы власти, то подумайте, какая ветвь власти вам нужна. А также постарайтесь объективно определить, имеете ли вы вообще право на то, что требуете.
Правило второе: будьте последовательны
У наших людей есть привычка - искать правду сразу на самом верху, по любой проблеме. Кран протекает, лампочка не горит, мусор валяется - Владимир Анатольевич, Владимир Владимирович, поспособствуйте.
По мнению Ольги Зибровой, тут дело отчасти в безграмотности и отсутствии уважения к власти: "Разве раньше кто-то мог себе позволить позвонить в приемную губернатора и потребовать, чтобы ему вызвали водопроводчика? А теперь запросто. Причем даже если даешь телефон, по которому вызвать можно, человек упирается, мол, вы сами его ко мне вызовите".
Но дело еще и в незнании того, куда нужно идти со своими бедами: "Доходит до смешного: у человека РЖА находится на первом этаже в его подъезде, но он все равно пишет к нам, мы письмо читаем и переправляем его к нему на первый этаж. Или вот женщина не получила какую-то помощь в поликлинике - тут же обратилась за подмогой к президенту, из президентской администрации письмо пришло к нам, мы связались с заявительницей, и вопрос был решен в три дня. Но для этого понадобилось полтора месяца, пока письмо по кабинетам гуляло, пока мы разбирались. А надо было просто обратиться в свою страховую фирму".
По словам Ольги Зибровой, каждый третий из пишущих жалобы губернатору до этого вообще никуда не обращался. Запомните: попытка сразу обратиться к "главному начальнику" затянет решение вопроса - письмо отправится в тот орган исполнительной власти, который вы пытались перескочить.
Начните с малого. Найдите тех, кто отвечает за вашу проблему на уровне дома, квартала, района. Обратитесь к ним, получите ответ. Если не удовлетворены - обратитесь в вышестоящую инстанцию, получите ответ там. И вот когда вам откажут на всех уровнях, тогда уже можно писать: "Уважаемый Владимир Анатольевич..."
Правило третье: меньше слов - быстрее решенье
"Очень бы хотелось, чтобы при обращении в органы власти горожане соблюдали хоть какие-то правила приличия. А то ведь мы вынуждены такое читать..." - говорит Ольга Зиброва.
Кстати, замечено, что чем злее письмо, тем меньше нарушены права его автора. Но не меньше проблем и с теми, кто искренне пытается поделиться своими бедами. Когда наболело, люди пишут не жалобу, а многостраничную историю своей жизни. Причем по большей части жалобы пишут от руки, и на расшифровку их почерка тратится немало времени и сил. Но суметь прочитать письмо - еще не значит понять, о чем оно.
- Вот, например письма от одного товарища, - Ольга Зиброва показывает на пухлую папку, - мы их читаем и понять не можем, что хочет человек. Мы отвечаем: не могли бы вы конкретнее изложить суть, а человек недоволен - подает в суд, и уже судьи годами пытаются вытянуть из него, что же ему нужно.
В общем, чем лаконичнее письмо, тем быстрее займутся вашим делом.
Кратко сформулируйте вашу проблему, сообщите о себе, укажите, к кому вы уже обращались, кто, что и когда вам ответил (смотри правило ≤ 2). Лучше приложить письменные копии ответов, но можно обойтись и без них. Оформленное таким образом письмо отправляйте по адресу: 193060, Санкт-Петербург, Смольный, губернатору Санкт-Петербурга. Если не доверяете почте, то можно принести письмо самостоятельно, окно приема корреспонденции работает с 9.00 до 17.30. Телефон справочного сектора писем 276-18-06.
Без правил...
Впрочем, все вышеизложенное годится лишь для тех, у кого действительно есть проблема и кто действительно хочет ее решить. Но есть и те, кому просто не хватает общения, вот и изливают душу. На такие излияния тоже обязательно последует ответ.
- Есть у нас любимая "писательница", назовем ее Марьей Михайловной. Она каждый день пишет письма президенту. Ничего не требует.. Она просто рассказывает о своих впечатлениях от, например, похода в магазин: вот мальчик упал с качелей, собака по улице бегала и так далее. Слава богу, я могу не отвечать на каждое ее письмо, а накоплю за неделю и отвечу: "Благодарим вас за высказанные наблюдения, но не могли бы вы остановиться". И так каждую неделю.
Немало людей пишут для удовлетворения самолюбия. Напишешь письмо президенту - тебе ответят, письмо в президентском конверте придет, и уже можно заявить, что состоишь в переписке с Владимиром Владимировичем.
Ну и, конечно, никуда не деться от авторов расследований того, как нас всех прослушивают, просвечивают, облучают, зомбируют: Этим товарищам правила не писаны - только диагнозы. Всем остальным стоит все же воспользоваться указанными выше рекомендациями - и вам легче, и властям проще.
Куда еще пожаловаться
Помимо исполнительной власти в Петербурге имеется власть законодательная - депутаты разных уровней. Их задача и работа как раз защищать население.
По телефону 319-92-68 вы можете позвонить в отдел по работе с обращениями граждан в Законодательное собрание и узнать имя своего депутата и его телефон, там же или у самого депутата выясните даты встреч с избирателями, адрес его приемной. У всех депутатов есть помощники, некоторые из них постоянно работают в приемной.
Есть еще и депутаты Госдумы, сами они не так часто приезжают в город, но тут опять-таки работают их помощники. Узнать адрес приемной "думцев" можно, например, у любого городского депутата. В преддверии выборов решение ваших проблем станет для городских депутатов важным инструментом борьбы, так что стоит попробовать.
Ну и, наконец, со многими мелкими проблемами стоит обратиться в местный совет к муниципальным депутатам. О том, где их искать, можно узнать в районной администрации или в том же РЖА.
Смотрите также:
- Депутат Константин Сухенко – о расформировании больницы №31: «Пока не понимаю логику этого решения» →
- Устали сами от себя. Александр Сокуров о том, кто защитит город →
- Атака на детей. Удастся ли отстоять больницу №31? →