Городская прокуратура снова подозревает в злоупотреблении служебным положением Александра Пучкова, начальника Балтийской таможни. Еще совсем недавно дело было прекращено за отсутствием состава преступления, но постановление отменили - выявлен ряд процессуальных нарушений. Это событие стало очередным звеном в цепи таможенных скандалов, будоражащих северную столицу в последние годы.
Из истории болезни
Еще в конце 1997 года стало известно о схемах контрабанды, ухода некоторых фирм от акцизов и НДС путем лжеэкспорта, перекачке за рубеж крупных денежных средств и других схемах, реализация которых криминальными бизнесменами с непосредственным участием таможенных чиновников лишила государство многих десятков миллионов долларов. Часть из этих денег, естественно, оседала в карманах "доблестных" сотрудников таможни. Тогда ФСБ задержала пароход с контрабандным никелем, было заведено уголовное дело, ничем особенным не закончившееся - несколько заместителей начальника Балтийской таможни отсидели в "Крестах", затем были выпущены и освобождены от должностей.
Время от времени всплывали и другие криминальные истории, связанные с таможней. Например, с заместителем начальника таможни "Пулково-2", который помогал контрабандистам избегать в международном аэропорту досмотров багажа и ручной клади.
Первый случай задержания таможенника высокого ранга произошел в феврале 1999 года. Тогда был арестован замначальника Пулковской таможни Евгений Федоров - за вымогательство взятки у человека, родственника которого пристроил в таможню на должность прапорщика. Эпизод очень показателен: за прием человека на должность с окладом 700 рублей было дано 6000 долларов. Можно смело предположить, что эта сумма довольно скоро бы окупилась, уж прапорщик бы постарался:
Кто ассистировал "хирургам"?
В 1999 году городской суд Санкт-Петербурга приговорил к длительным срокам лишения свободы банду налетчиков, от действий которых пострадали многие граждане России, США, Голландии, Германии, Израиля. Этому предшествовали многочисленные жалобы моряков загранплавания и работающих за рубежом граждан: по прибытии в Питер за ними сразу же - в залах аэропортов - начиналась явная слежка. Нападения происходили вскоре после прохождения таможни в аэропорту "Пулково-2". Бандиты действовали безошибочно: они имели своего человека в таможне, тот сообщал о пассажирах, привозивших согласно декларации большие суммы денег. Далее выслеживали машины, на которые садились жертвы. Затем применялись радикальные способы. Можно сказать, хирургические.
Больные начальники
В начале 2000 года активно циркулировали слухи, что начальника Северо-Западного таможенного управления Владимира Шамахова ждет скорое повышение, может быть, даже на высший таможенный пост в стране. Говорили о его давних хороших отношениях с нынешним президентом России. Однако вместо повышения Шамахов получил частые проверки работы управления, по их итогам - предупреждения, а теперь и отстранение. Как объявлено, на время болезни.
Впрочем, Шамахов не руководил управлением еще с августа, все это время был на больничном. Заболел он, кстати, сразу после предыдущей проверки, которая обнаружила множество нарушений в деятельности Балтийской таможни. Заболел и его первый зам. Обязанности отстраненных чиновников исполняют ответственные работники комитета. Они пока выражаются осторожно: дескать, начальник Балтийской таможни Александр Пучков незаконно упростил оформление ввозимых грузов, что нанесло государству ущерб, а болезнь руководителей привела к потере управления процессами.
Пучков подтвердил диагноз
Первым из таможенных чиновников, кто открыто и уверенно заявил о том, что коррупция в таможне цветет махровым цветом, стал именно генерал-майор Александр Пучков. Тогда это поразило многих - трудно припомнить признания начальников в том, что их подчиненные берут взятки. Что двигало Пучковым? Отчаяние, наступившее вследствие тщетной борьбы с коррупционерами? Или он пошел ва-банк и намекнул на поддержку взяточников вышестоящим начальством?
Впрочем, причины могли быть и другими. Сейчас в вину ему пока ставят то самое обрадовавшее бизнесменов и огорчившее взяточников упрощение процедур оформления грузов. Пучков, однако, заявляет, что все делал в соответствии с приказами и решениями Государственного комитета.
Эпидемия, однако?..
15 ноября Государственный таможенный комитет должен завершить свою проверку, уже девятнадцатую за всю историю. А пока его начальник, Михаил Ванин, обвиняет руководителей Северо-Западного таможенного управления ни много ни мало в экономической диверсии. Кроме того, он собирается разговаривать на эту тему с президентом России.
Чем больна таможня? Мы прекрасно знаем или, по крайней мере, догадываемся о масштабах коррупции, поразившей в последние годы государственные органы. Было бы наивно предполагать, что в стороне от этой эпидемии осталась таможня, в которой деньги, можно сказать, сами текут в карманы нечистоплотных чиновников.
Но так же наивно думать, будто коррупция коснулась только служб Северо-Западного таможенного управления. Таможенников в стране много, границы Родины необъятны. Чем вызвано пристальное внимание федерального ведомства к нашему региону? Масштабами воровства? Ревностью высокого начальства? Или просто наступление на эпидемию решили начать с Северо-Запада?
P.S. Таможенные органы, подчиненные Северо-Западному таможенному управлению:
Северо-Западное таможенное управление (Калининградский регион), Северо-Западная акцизная таможня, Калининградская оперативная таможня, Северо-Западная оперативная таможня, Северо-Западная тыловая таможня, Архангельская таможня, Багратионовская таможня, Балтийская таможня, Вологодская таможня, Выборгская таможня, Калининградская таможня, Кингисеппская таможня, Костомукшская таможня, Мурманская таможня, Неманская таможня, Новгородская таможня, Петрозаводская таможня, Псковская таможня, Пулковская таможня, Санкт-Петербургская таможня, Сортавальская таможня, Сыктывкарская таможня.
Смотрите также:
- Михаил Прокофьев: «Таможня работает в напряженном ритме» →
- Споткнулись о бразильскую свинью →
- В Финляндию - без очереди? →