В эти дни исполнилось 15 лет театру "Приют комедианта". Он необычен тем, что не имеет в штате ни труппы, ни режиссера, работает по принципу антрепризы: люди из разных театров собираются на один спектакль. Публика в "Приют" ходит охотно. Впрочем, питерцы знают и другую антрепризу, московскую. В город едут и едут спектакли, сделанные по шаблону: современная пьеска на двух-трех звезд, незамысловатые декорации и костюмы, все подешевле, конечно кроме билетов. После просмотра остается тяжелое чувство: ну как не стыдно артистам, неужели последний кусок доедают!
О том, как работают в "Приюте", мы попросили рассказать режиссера Вениамина Фильштинского, поставившего здесь спектакль "Мать, или Беспокойное танго" по Чапеку. Сейчас Фильштинской собрал команду, чтобы сделать "Гамлета". Вот уж не антрепризный спектакль: героев много, без декораций и костюмов не обойтись, сделать подешевле и побыстрее никак не получится.
Звезда или спектакль?
- У руководителя "Приюта комедианта" Виктора Минкова, как я понимаю, задача все-таки делать не деньги, а искусство, - говорит Вениамин Михайлович. - И этот театр к тому же не классическая антреприза, здесь есть постановочная часть, сюда приглашают серьезных режиссеров. А ведь в гастрольных антрепризах зачастую художника и режиссера нет, на них экономят, или приглашают тех, кто в плохом смысле без амбиций - "обслужить" артистов. Есть установка, что зрители и так придут - на звезду.
- Халтурному спектаклю и звезда не помогает. Но антреприз развелось много, может, обычный репертуарный театр отмирает? Тем более что хорошие спектакли и здесь редкость.
- Потерять репертуарный театр было бы катастрофой, это все-таки гордость русской культуры, линия МХАТа. В постоянной труппе, в ансамбле, актер развивается, воспитывается, растет. Я за репертуарный театр, но гибкий, который имеет возможность приглашать артистов из других трупп, как сейчас и происходит. Насчет того, что мало хороших спектаклей, не согласен. То в одном театре, то в другом вспыхивают живые спектакли, работают талантливые режиссеры.
- Все-таки создается впечатление, что в Москве более яркая театральная жизнь.
- Москва город больших контрастов в театральной жизни, там есть яркие достижения, модные спектакли, периодически удивляют Марк Захаров, Константин Райкин, Анатолий Васильев. Но есть и много ужасного, за гранью добра и зла. Петербург ровнее, здесь в целом критерии искусства не нарушаются.
Немодные вопросы
- Почему для новой антрепризы вы выбрали именно "Гамлета"?
- Подобный вопрос был моден годы в шестидесятые, когда с легкой руки Товстоногова считали, что нужно обязательно попасть спектаклем в современный зал. Я никогда не думал, что бы этакое поставить, чтоб было актуально. Володин замечательно сказал: если искренне делаешь то, что тебе близко, обязательно найдутся и в зале люди, которым это интересно.
- О чем будет ваш спектакль?
- Я этот вопрос не люблю, он тоже устарел. Чтобы хоть что-то ответить, скажу: в общем-то, это притча об интеллигентном человеке. Получился бы спектакль живой, вот главный критерий. На роль Гамлета мы пригласили Александра Баргмана из Театра на Литейном, а вообще собраны актеры из семи театров. Вот тут-то самое зернышко противоречия антрепризного спектакля - нужно с разными людьми найти творческий язык, сойтись в способе работы, создать команду.
Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство: некоторое время мы все старались, чтобы зрителю не было скучно, это казалось главным. Сейчас так не кажется.
- Не могу удержаться от вопроса о ваших учениках, вы ведь воспитали целую плеяду популярных актеров: Пореченкова, Хабенского, Трухина, Зиброва... Сериалы, в которых они снимаются, можно назвать антрепризами - делаются подешевле, быстро, без особой подготовки. Как вы относитесь к работам учеников?
- Учеников больше, чем вы перечислили. В целом они приносят радость, бывает, что и в сериалах хорошо играют. И звездной болезни нет - успех их не расслабляет, наоборот, ребята набирают обороты. Хочется надеяться, что, поскольку они воспитаны как существенные люди, будут держаться достойно.
Смотрите также:
- «Никто не вспоминает прошлые победы». Валерий Фокин о театре и юбилее →
- Прыжок с «А» на «Я». Андрей Щербан о правде, фальши и самородках →
- Будем поражать Петербург! →