Мода делается для тех, у кого есть время и деньги

   
   

Только что завершился VIII конкурс молодых дизайнеров "Адмиралтейская игла". Обладателем Гран-при стала студентка Ивановской текстильной академии Оксана Смирнова. Международное жюри возглавлял русский парижанин, историк моды Александр Васильев - фигура в мире моды знаковая.

Попасть в струю

- Александр, каждый конкурс открывает новые имена, но ведь, положа руку на сердце: Париж русским все равно не завоевать?

- Это неправда. Вот Середин и Васильев (он мне не родственник, однофамилец) - не могу сказать, что они завоевали Париж, никто не может его завоевать, но они привлекли огромное внимание прессы, их ставят почти вровень с классиками мировой моды: "Вот посмотрите, как гениально делают Середин и Васильев". А ведь они просто приехали с коллекцией, провели очень скромную пиаровскую кампанию. Другой пример - в Риме собственный модный дом имеет москвичка Катя Леонович, а деканом факультета моды в Милане является Люба Попова. Что значит - у русских нет шансов? Посмотрите на меня, у меня учились корифеи сегодняшней моды. Вся моя книга "Красота в изгнании" посвящена успеху русских за границей. В области моды нация не играет никакой роли, играет талант, умение попасть в струю, почувствовать конъюнктуру рынка. Сейчас момент очень сложный, потому что мы живем на пороге огромных политических и исторических потрясений, мода только почувствует гарь - сразу реагирует, она - зеркало истории.

Любовь глубинки

- Главная священная корова российской моды - Юдашкин, а мне говорили, что с его показа в Париже многие уходили.

- Могут уходить с показа Диора, Гальяно, Сен-Лорана - любого. Мало ли у кого живот заболел, или нужно поговорить по мобильному телефону. Другое дело, что Юдашкин не смог там утвердиться за десять лет, это факт. Судить надо по тому, сколько у модельера магазинов в мире.

- Но откуда же нам в России знать?

- Откройте Интернет.

- Не у каждого простого человека он есть.

- Простой человек меня не интересует! Мода не для простых людей, они ходят на рынок, покупают штаны из Турции и счастливы. Мода для избранных, у которых есть время и деньги. Одеваются-то все, конечно, но вот модничают не все.

Вернемся к Юдашкину. Считаю, что он талантливый, но не вписался в струю. Когда в начале 90-х в моде был минимализм, гранж, экологическая чистота, он нам показывал блестки, камни, тафту и парчу для новых русских. А сейчас, когда в мире, наоборот, повернулись к люксу, он выдает минимализм, потому что свой "люкс" уже показал. Он прав в том, что дерзнул, что его дерзость увенчалась успехом на родине, потому что про него все знают, Алла Пугачева поет в его платьях. Он очень верно поступил, что хотел завоевать любовь глубинки, и он ее завоевал. Зайцев сделал, может быть, более устойчивую карьеру, потому что больше лет работал. Но он творил в эпоху железного занавеса, не мог показать работы за границей, не видел, что делают там. А очень важно сравнить, понять, на каком уровне вы находитесь.

Время и деньги

- Так мода только для богатых?

- Нет, "время и деньги" - вовсе не значит, что надо быть богатым. Можно и из секонд-хэнда накрутить наряд, но и для этого нужны время и какие-то деньги. Мода для тех, у кого есть время "себя показать": ходить на вечера, коктейли, в ночные клубы, сидеть в кафе, фланировать по улицам.

- Недавно опять по ТВ вещали, что высокая мода умирает...

- И будет всегда умирать! Но от нее никто не отступится, потому что это форма искусства. Она неприменима к обычной жизни, и действительно, клиентов очень мало. И все-таки проблема даже не в том, что нет в мире людей, готовых отдать за платье 20 тысяч долларов и купить 10 штук кряду. Такие, может быть, и найдутся, но - куда в этих туалетах выходить? Высокая мода стала умирать очень давно, когда стали свергать королевские дворы с их придворной жизнью, балами и приемами. Если в один прекрасный день в какой-нибудь стране восстановится монархия, моментально возродится высокая мода.

Ее существованию способствовал институт звезд, но сегодня, когда на Каннский фестиваль звезда может прийти в белых джинсах и майке, нет возможностей для моды "от кутюр".

Парижане не модничают

- А что происходит с "уличной" модой, каковы тенденции?

- ...Париж был раньше очень спокойным, я живу там 20 лет, а сейчас преступность возросла так, что парижане не одеваются модно, чтобы не привлекать внимания. Я могу как угодно одеться в Петербурге - накрутить себе шарфики и тюрбаны, но я не могу так одеться в Париже! Потому что на меня будут показывать пальцем и просить деньги: "Буржуй идет!" А здесь, поскольку социальные критерии размыты, никто ничего не скажет. Я здесь не боюсь, так же как в Гонконге - там китайцы не понимают, или в Нью-Йорке - там очень много экстравагантных.

Супермодели уходят

- Насколько успешны русские модели в Париже?

- Еще раз: нация не играет никакой роли, успешно делают карьеру русские девушки Одри, Кристина - это псевдонимы, многие меняют имена на иностранные, тогда легче "продаваться". Вообще, русским за границей лучше поменять имя и фамилию, тогда больше успех. До сих пор жалею, что сам этого не сделал. Для модели важна красота и попадание в стандарт, который нужен сегодня. Мода изменчива - и в этом ее главное качество, она меняется минимум каждые шесть месяцев. Какое-то время есть спрос на славянскую красоту, потом приходит куча мулаток, потом дизайнеры ищут новый типаж - испуганный взгляд, болезненную бледность, мальчиковость, чрезмерную женственность, только рыжих, только коротко остриженных: В Париже есть около 20 тысяч манекенщиц, из них занято около тысячи, остальные с высунутыми языками бегают из агентства в агентство и живут впроголодь. А из этой тысячи могут быть только 20 постоянно занятых и хорошо оплачиваемых, получающих и 10 тысяч долларов за показ. Но таких супермоделей, как Клаудиа Шиффер, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, уже нет, эта эпоха отходит в тень.

Смотрите также: