Алексей Иванович Чумак возглавляет Комитет по транспорту уже пятый год. В начале девяностых руководил транспортной комиссией Горсовета. Все это время он борется со льготниками. Пока безуспешно. Но убежден, что иного способа предоставить качественные транспортные услуги петербуржцам нет. Либо льготников станет меньше, либо исчезнет общественный транспорт.
Больной вопрос
- Алексей Иванович, так и не понятно, сохранится ли этим летом бесплатный проезд на пригородных электричках и автобусах для пенсионеров?
- Сохранится. К сожалению. Говорю - к сожалению, потому что наше предложение ввести хотя бы минимальный льготный тариф для пенсионеров позволило бы упорядочить маршруты, понять, сколько реально человек пользуется этой льготой, оценить сумму компенсации железнодорожникам. В конце концов обновить подвижной состав. Но следующим летом мы своего добьемся.
- Но пенсионерам действительно сложно выделить из мизерной пенсии деньги на поездки на дачу...
- На удобрения, парниковую пленку, рассаду деньги есть, а на проезд нет? Спрашивают, как быть: на даче домика нет, а цветочки надо поливать ежедневно. Ездить туда-сюда дорого. Но объясните, почему за это удовольствие должен платить городской бюджет?
Долой льготы
- Почему в городе в час пик общественный транспорт практически не ходит, а маршруток полно? Вы им специально создаете благоприятные условия?
- Деление транспорта на коммерческий и социальный - условность. Следствие того, что у нас люди поделены на тех, кто может ездить бесплатно, и тех, кто почему-то должен платить. Отсюда все проблемы.
Ко мне пришло письмо. Спрашивают, почему платный транспорт работает хорошо, а бесплатный плохо? В этом вопросе все ответы. Если человек стоит на остановке с рублем, всегда найдется кто-то, кто захочет подзаработать и подвезти его куда надо. Если человек стоит с удостоверением, то все проедут мимо. Поэтому и плотность коммерческих маршрутов, где не действуют льготы, значительно выросла. В 1997 году было 600 маршрутных такси, а сейчас более 3,5 тысячи.
А общественный транспорт убивают льготники. В десяти регионах России бесплатный проезд уже никому не предоставляется. Мы еще держимся, и даже умудряемся обновлять автобусный парк. Но если в 1990 году у нас было 16 категорий льготников и в общем пассажиропотоке они составляли 5%, то сейчас 44 категории льготников, и более половины петербуржцев катаются по городу бесплатно.
- Проезд на маршрутке дорог, а иногда садишься в нее, как в консервную банку, асфальт через пол видно...
- Это недопустимо. Недавно мы провели инвентаризацию, и от услуг части перевозчиков отказались. Кроме того ввели еще один механизм. С этого года каждый пассажир маршрутки застрахован на 30 тысяч рублей. Это заставит перевозчика более внимательно относиться к техническому состоянию парка машин. Иначе ни одна страховая компания не будет с ним работать.
Штрафы вырастут
- Сколько должен стоить проезд, чтобы общественный транспорт себя окупал?
- Могу привести в пример метрополитен. В день им пользуются 3,3 миллиона пассажиров. Если бы не было льгот и каждый платил хотя бы по 3 рубля, мы бы собирали по 10 миллионов в день. В год - 3 миллиарда. На сегодняшний день это и есть бюджет метрополитена. И тот миллиард, который город выделяет на компенсацию льгот, можно было бы пустить на строительство новых станций.
С наземным транспортом то же самое. Мы тратим два миллиарда рублей на компенсацию льготного проезда и только 200 миллионов на закупку новых автобусов. Если бы наоборот, то за три года можно купить и новые автобусы, и троллейбусы и трамваи.
Трамвайные пути - стыд города. Но на их ремонт денег нет. На трамваи денег нет, на трамвайные пути - нет, на контактную сеть - нет. На бесплатный проезд - есть. Это абсурд.
- Говорят, летом вырастут штрафы за безбилетный проезд:
- Да, с первого июля штраф в электричке составит 300 рублей. В городском транспорте он тоже увеличится. Сумму должны утвердить депутаты ЗакСа. Мы предлагаем, чтобы "зайцы" платили половину стоимости месячного проездного билета, рублей 150-200. Два раза попался, и уже выгоднее было бы заплатить.
Трамвай - не священная корова
- Не утихают споры, нужен ли городу трамвай. Вы как считаете?
- Трамваи любят только те, кто не живет на улице, где они ходят. И если рельсы снимают, они пишут протест. А те, у кого трамвай ходил под окнами, вздыхают с облегчением.
Трамвай был современным видом транспорта в начале прошлого века, когда вытеснил с улиц конку. Сегодня никто не поедет на трамвае из Стрельны к Политехничекому институту. Все дома на Петроградской стороне расположены в пешеходной доступности от метро. Зачем там необходима такая плотность трамвайных путей?
Не надо относиться к трамваю как к священной корове. Будут деньги - сможем прокладывать пути по современным технологиям и пускать по ним бесшумные трамваи. А пока, если трамвай не пользуется спросом, лучше его убрать. При этом никто не собирается снимать трамвай от "Пионерской" или с проспекта Руставели.
Метро строить будем!
- Недавно на заседании городского правительства приняли программу строительства метро. Планы грандиозные: до 2015 года построить 21 новую станцию. С трудом верится, что это возможно...
- Городская программа разработана по требованию федерального правительства. В Москве должны принять программу развития российского метрополитена. Под нее выделят деньги. И представьте, появятся деньги на строительство, а что строить, непонятно.
А строить надо. Существующие ветки перегружены в полтора раза. Наземный транспорт не справляется. При этом у нас в заделе около 20 километров тоннелей советского времени. Мы их поддерживаем в рабочем состоянии, вместо того чтобы возить людей.
Восстановим "размыв" - начнем строить "Комендантский проспект". Это реально сделать к началу 2004 года. Потом возобновим работы на Фрунзенской линии, которая идет в Купчино. Это станции "Обводный канал", "Волковская", "Бухарестская". Затем станции кольцевой ветки в северной части города.
- Будет ли построена "Адмиралтейская"?
- Пока нет надежной технологии для строительства наклонного хода. В зону риска попадают Эрмитаж, Адмиралтейство, Исаакиевский собор. Освоим новую технологию проходки без замораживания грунта, которая применяется на "размыве", можно будет думать о строительстве "Адмиралтейской".
- Проект "надземного экспресса", который должен был соединить Сосновую Поляну с Купчино, еще жив?
- Инвесторы пока считают деньги. На прошлой неделе они отслеживали пассажиропотоки, исследовали возможные тарифы. Пока сроки окупаемости проекта слишком велики.
P.S. В соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга с 1 мая по 30 сентября городским пенсионерам предоставляется право бесплатного проезда на пригородных электричках. Проездным документом, подтверждающим право бесплатного проезда, является разовый или именной абонементный билет с предъявлением пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность. Аналогичное распоряжение выпустило и областное правительство. Бесплатный проезд для пенсионеров вводится и на пригородных социальных маршрутах N400-699, обслуживаемых перевозчиками, заключившими договор с Администрацией Санкт-Петербурга.
Смотрите также:
- Стоимость проезда по ЗСД будет формироваться по зональному принципу →
- Еду и плачу. Плюсы и минусы платных магистралей →
- Власти задумались: есть ли жизнь без "пробок"? →