Дамбу объявили безвредной

   
   

На прошлой неделе западные и российские эксперты отчитались о результатах исследований экологической безопасности завершения строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга - пресловутой дамбы. Дамбу решили достраивать, и как можно скорее.

Споры продолжаются

Экспертная комиссия, работавшая по настоянию потенциальных западных инвесторов, сделала три основных вывода. Во-первых, проект строительства соответствует всем современным международным нормам. Во-вторых, завершение строительства КЗС не окажет существенного влияния на состояние окружающей среды. В-третьих, специалисты вновь подтвердили, что экологические проблемы в Маркизовой луже, действительно, имеются. Но с дамбой они не связаны. А являются следствием хозяйственной деятельности человека. Главной проблемой Финского залива объявили сброс сточных вод.

Специалисты утверждают, что даже пресловутый процесс "цветения" воды от дамбы не зависит. Его предрекали еще исследования советских ученых, проведенные до начала строительства. К тому же сегодня процессы цветения гораздо активнее идут за дамбой, чем собственно в Невской губе. Впрочем, отдельные российские ученые продолжают настаивать, что завершение строительства дамбы окончательно "убьет" и без того подорванную природную систему самоочищения в Невской губе. Они сомневаются в достоверности исследований более чем двадцатилетней давности. Да и "цветение" воды за дамбой также связывают исключительно с ее влиянием.

Еще одна козырная карта выступающих за дамбу: после завершения строительства должен восстановиться естественный баланс стока Невы в Финский залив. Сейчас он нарушен, и большая часть стока проходит с севера от Кронштадта.

Найдут деньги - достроят

В чем заключается "несущественное влияние КЗС на окружающую среду", никто из экспертов так и не пояснил. Зато представлявший выводы специалистов руководитель экспертной комиссии Герман Герритсен не уставал приводить две, на его взгляд, показательные цифры. Как подсчитали специалисты, средний ущерб от питерских наводнений за всю историю города составляет 70 млн. долларов в год. Если считать ущерб только за последние 30 лет, то это уже 90 млн. долларов ежегодно. Наводнений все больше, их последствия все ощутимее. Так что "в денежном выражении последствия наводнений намного значительнее, чем возможный ущерб окружающей среде". Однако сумму ущерба никто так и не решился огласить.

В этом году на содержание дамбы российское правительство выделило 180 миллионов рублей. Завершение строительства оценивается в 18 миллиардов. Правительство может обеспечить 20% от необходимой суммы. Остальное должны дать западные инвесторы. Переговоры с ними завершатся к концу года. Как только необходимые средства будут набраны, начнется строительство. Завершиться оно должно к 2008 году. По утверждению начальника Управления экономики и международной деятельности Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Георгия Маркосова, у КЗС нет шансов оставаться долгостроем. Правда, на фоне других эпохальных городских строек, вроде кольцевой автодороги, подобные заявления выглядят не очень обнадеживающе.

Смотрите также: