Большой эпидемии уже не будет

   
   

Гриппом нас начинают пугать с ранней осени. В этом сезоне эпидемию обещали сначала в конце декабря, потом в январе. Но вот уж февраль на исходе, а эпидемии в Питере все нет. В ожидании ежегодной напасти мы побеседовали с директором Института гриппа Олегом КИСЕЛЕВЫМ.

Институт насморка

- Олег Иванович, зачем для изучения гриппа понадобилось создавать целый институт?

- В свое время меня это тоже смущало. Как это - целый институт занимается банальным насморком. Но в шестидесятые годы, когда создавался институт, у советской власти были свои резоны. Инфекция была совершенно неуправляемой, а советская власть привыкла все держать под контролем. При этом грипп наносил урон плановой экономике страны. Во время эпидемии болели целые цеха, а то и предприятия. Кроме того, власть была ближе к армии. И ситуация, когда, например, две трети пограндивизии лежали с температурой, никого не устраивала.

- Создание института что-нибудь изменило?

- Конечно. Советский Союз долгое время лидировал в области разработки вакцин против гриппа. Правда, и применялись они в духе того времени. Например, рабочим не выдавали зарплату, пока они не сделают прививку. Но и масштабных эпидемий удавалось избежать. Кроме того, именно в нашей стране был разработан ремантадин, противовирусный препарат, признанный во всем мире.

- А сегодня институт может похвастаться новыми разработками?

- В 90-х годах институт переживал, мягко говоря, не лучшие времена. К счастью, научного потенциала, который был наработан еще в советское время, хватает до сих пор. Сейчас мы завершаем разработку препарата, эффективного при смертельных формах гриппа. В мире таких лекарств пока нет. Думаю, в следующем году мы запустим его в производство.

Грипп как биологическое оружие

- Правда ли, что вирус гриппа можно использовать в качестве биологического оружия?

- Только теоретически. Тем не менее вирус гриппа действительно занесен в особый перечень Всемирной организации здравоохранения как особо опасный вирус - потенциальное биологическое оружие. То есть эксперты, которые ищут в Ираке бактериологическое оружие, ищут в том числе и вирус гриппа.

Дело в том, что в экспериментах на животных показано, что отдельные штаммы вируса гриппа вызывают стопроцентную смертность. Некоторые вирусы содержат гены токсинов, вызывающие остановку сердца или поражение мозга. Кроме того, в эпидемиологическом отношении гриппозная инфекция молниеносно распространяется по всем транспортным системам, и эпидемия охватывает огромные территории.

Но чтобы вирус гриппа стал бактериологическим оружием, с ним должны "поработать" генные инженеры. Это очень сложная и дорогостоящая кухня. В мире существует всего пять-шесть лабораторий, способных манипулировать с этим вирусом. Они открыты, постоянно публикуют свои материалы. Технически создание такого вируса сегодня крайне сложно.

Азия - родина гриппа

- А создание универсальной вакцины, чтобы один раз сделать прививку и больше гриппом не болеть?

- Это возможно. Но тоже требуется время и деньги. Нужна хорошая лаборатория. Скажем, в нашем институте ее нет. И сегодня к созданию такой вакцины ближе американцы и японцы, вкладывающие в это направление огромные средства.

Сложность в том, что вирус гриппа постоянно видоизменяется. Каждая прививка оставляет практически пожизненный иммунитет. Но с тем вирусом, от которого сделана вакцинация, вы встретитесь снова в лучшем случае лет через тридцать. Поэтому приходится практически ежегодно менять состав вакцины.

- Почему новые вирусы гриппа появляются в основном из Юго-Восточной Азии?

- Там вирусу легче преодолеть межвидовые барьеры. В странах Юго-Восточной Азии широко распространено птицеводство и свиноводство. И именно туда совершают сезонные перелеты дикие птицы, которые являются переносчиками вирусов, представляющих опасность для человека. Дальше выстраивается цепочка: домашняя птица заражается от перелетных, потом заболевают свиньи, генетически близкие к человеку, потом человек. А высочайшая скученность населения способствует распространению эпидемии.

Лечиться надо с умом

- Как вы относитесь к многочисленной телерекламе, которая сводится к совету "принял порошок - и полный порядок"?

- К сожалению, у нас нет интеллектуальной рекламы. Есть только реклама соблазняющая. Нас соблазняют быстрым излечением. Мы бежим в аптеку за лекарством, но выясняется, что оно не действует! На самом деле препарат работает только при легкой простуде.

Нет, я ничего не имею против современных импортных лекарств. Но лечение гриппа невозможно без применения базовой терапии. А она предусматривает обязательное применение противовирусных препаратов: ремантадина, арбидола, для детей - альгирема.

Грипп коварен. Болезнь сопровождается сильной интоксикацией организма. Отсюда слабость, ломота в суставах и так далее. И пока больной снимает симптомы: насморк, головную боль, температуру и так далее, - вирус продолжает размножаться. В итоге может присоединиться бактериальная инфекция, развиться гриппозная пневмония, отек легких. Сопутствующие гриппу вирусы могут вызвать бронхиальную астму. Все единичные случаи смертельных исходов болезни - результат или неправильного, или позднего лечения.

Да, симптомы надо устранять. Если я сегодня подпростыл, а у меня лекция или встреча с журналистами, конечно, я выпью пакетик аспирина или любого другого препарата, чтобы выглядеть прилично и не чихать в объектив. Но я не стану принимать его пять раз в день, потому что знаю, что будут осложнения.

- Противовирусные препараты можно принимать в качестве профилактики?

- Только если был контакт с больным и есть реальная опасность заразиться. Тогда можно принять таблетку-другую. Эта тактика экстренной профилактики была разработана в нашем институте. Если кто-то заболел дома, то лучше дней на десять посадить на противовирусные препараты всю семью.

Джин лучше водки

- Многие предпочитают лечиться водкой...

- Алкоголь в небольших дозах, действительно, обладает рядом положительных свойств. Во-первых, он стимулирует реакцию организма на уровень так называемых SOS-генов. Организм еще не знает, что на него воздействует, но уже пытается защититься, справиться с инфекцией. И только потом начинает разбираться: "так, это бактерии, значит, надо "включить" эту функцию иммунной системы, а это вирус, значит, надо "включить" другую функцию". Во-вторых, алкоголь способствует выработке организмом тепловой энергии, а при небольшой температуре - потоотделению.

Но все это хорошо только в небольших количествах, граммов пятьдесят, и только при начальной стадии простуды. При температуре выше 38 алкоголь дает огромную нагрузку на сердце. Кроме того, он увеличивает проницаемость между мозгом и остальным организмом. А при гриппозной инфекции не надо, чтобы вирус попадал в мозг. В общем, если выпить "хорошо", по-русски, то можно гарантировать тяжелое протекание болезни с возможными сердечно-сосудистыми, неврологическими и легочными осложнениями.

Кстати, при простуде лучше выпить 50 граммов джина, чем водки. В можжевельнике содержится огромное количество противовирусных веществ.

- Часто во время эпидемии гриппа детям вешают на шею контейнер с чесноком...

- Совершенно бесполезное занятие. Вирус проникает через нос, и болтающийся на груди чеснок от него не защитит. Для защиты от вируса существуют специальные мази. Например оксолиновая, но она слабенькая. В институте разработаны новые современные мази, но их производство начнется только в следующем году.

- Так как же защищаться от вируса?

- Во время эпидемии хорошо бы поддержать организм при помощи витаминов. Пить больше соков, особенно грейпфрутового, в котором содержатся противогриппозные субстанции. Конечно, натуральные соки дороги и не всем доступны, но достаточно и грамотно организованного овощного стола. Надо есть больше салатов из свеклы, чеснока, морковки и капусты. Пить чай с мятой. Противогриппозными свойствами обладает редька. Много противовирусных веществ в соевом соусе.

Вечером можно делать ингаляции пихтовым маслом или принять ванну с хвойным экстрактом. Это убьет все вирусы, которых вы нахватались за день. И дешевле любого лекарства.

- Так будет в этом году в Петербурге эпидемия гриппа?

- Думаю, что серьезной масштабной эпидемии уже не будет. Уровень заболеваемости может колебаться возле порогового значения (9 тысяч заболевших в день. - Прим. ред.), но скоро погода наладится, и для развития эпидемии уже не будет условий.

Смотрите также: