Оксана Дмитриева: "Нам нужны интеллект, ипотека и хороший дворник"

   
   

В гостях у "АиФ-Петербург" председатель Санкт-Петербургского отделения партии "Развитие предпринимательства", заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы, одна из наиболее популярных петербургских политиков Оксана ДМИТРИЕВА. Наш разговор - о судьбе России и Петербурга.

"Возьмите свою помощь назад"

- Оксана Генриховна, как бы вы оценили текущий момент в развитии города?

- Наш город сейчас на перепутье, так же как и вся Россия. После завершения войны в Ираке и неминуемого снижения цен на нефть иссякнет поток "нефтедолларов", а с ним закончится период "неозастоя". Город также заканчивает определенный этап в своем развитии - подготовку к 300-летию; близок к завершению и период полномочий губернатора Яковлева.

- А как вы относитесь к празднованию 300-летия города? Многие говорят о том, что юбилей будет не праздником горожан, а всемирным сбором VIP-персон.

- Празднование 300-летия - это, в первую очередь, пиар-акция. Продвижение на мировом рынке товара под названием Санкт-Петербург. Успех или неуспех всей этой эпопеи зависит от того, какие дивиденды в виде инвестиций, притока туристов, заказов на нашу продукцию и услуги мы получим. Если высокие, значит, праздник удался. Если нет - часть средств и усилий были потрачены впустую. Однако реставрацию историко-архитектурных объектов, дорожные работы все равно следовало осуществлять вне зависимости от юбилея. Другое дело, что тех средств, которые выделялись городу из федерального бюджета, хватало на восстановление 40-50 объектов. А у нас в городе тысячи домов, представляющих историческую ценность, и десятки тысяч дворов. Для кардинального изменения облика города нужны были принципиально другие объемы финансирования.

- Вы хотите сказать, что помощь федерального центра была недостаточна?

- Я хочу сказать федеральному центру: возьмите свою помощь назад, а нам отдайте наши доходные источники. Дело в том, что в последние два года на объекты 300-летия выделялось от 3,5 до 4,5 миллиарда рублей. В то же время у города забрали налог на добавленную стоимость, дорожные налоги, акцизы на табак. Это в сопоставимых условиях приводит к потерям около 20 миллиардов рублей в год. Отдали не больше четверти от того, что забрали.

Стабилизационный фонд - не тумбочка

- Это специфическое отношение к Санкт-Петербургу или политика межбюджетных отношений?

- Это политика межбюджетных отношений. В 1997-1998 годах соотношение между доходами федерального центра и регионов было 40 на 60. К 2002 году пропорция изменилась с точностью до наоборот: 60% получил федеральный центр, а 40% - регионы. Отсюда многочисленные проблемы с ЖКХ, попытки снять льготы ветеранам, практически полное отсутствие нового жилищного строительства.

- Может быть, федеральный центр решил за счет этих денег не менее важные для государства проблемы?

- В том-то и дело, что не решил. И деньги, перераспределенные от регионов, и нефтедоллары пошли на следующие цели: накопление финансового резерва и погашение внешнего долга. На погашение внешнего долга федеральный бюджет тратит больше, чем на национальную оборону, образование, здравоохранение и культуру вместе взятые. А так называемый финансовый резерв - или стабилизационный фонд - достаточен для повышения заработной платы большей части бюджетников в два раза.

- Но по долгам надо платить, а стабилизационный фонд, говорят, есть во всех развитых странах?

- Долг долгу рознь. Часть долгов, по которым мы платим, - это долг бывшего СССР. Наш долг Парижскому клубу, в котором основным кредитором является Германия, фактически представлял собой политические инвестиции в режим Горбачева, разрешивший пересмотреть результаты Второй мировой войны. Никто и не предполагал, что мы эти политические инвестиции будем отдавать, притом с процентами. Есть разные возможности и аргументы для переговоров о реструктуризации и списании долга: и экономические, и гуманитарные. Например, у нас до сих пор не обеспечены социально-бытовыми и пенсионными льготами многие категории ветеранов войны: и труженики тыла, и жители блокадного Ленинграда, и узники фашистских концлагерей. Почему бы не профинансировать соответствующие расходы за счет нашего долга Германии? В законопроекте, который я внесла в Государственную думу, в качестве финансового источника для реализации закона предлагается именно такой механизм.

Что касается стабилизационного фонда, то общая мировая практика, закрепленная кстати мною в Бюджетном кодексе, свидетельствует: бюджет не должен накапливать. Если бюджет собрал слишком много денег, государство должно снизить налоги либо увеличить расходы на бюджетные отрасли. Наша страна стоит перед острейшей необходимостью сделать и то и другое. Поэтому сейчас не время, изымая деньги у предпринимателей в виде налогов, складывать их в тумбочку под названием "стабилизационный фонд".

- А в каких странах все-таки формируют стабилизационный фонд?

- Под каждую вредную затею можно найти хотя бы одну страну, где что-то похожее было реализовано с тем или иным успехом. В данном случае нашли Папуа-Новую Гвинею, Нигерию и Кирибати.

Пора формировать "культ интеллекта"

- А что такое "неозастой"? Вы с него начали.

- Россия сейчас живет в период "неозастоя", как и в "брежневские" времена, оплаченный нефтедолларами. "Неозастой" не может быть долгим. Тем более что он был отмечен плохо продуманными и вредными реформами - налоговой, пенсионной, медицинской, образовательной.

- Однако новый полпред Матвиенко проведение этих реформ ставит себе в заслугу.

- Посмотрим на результаты. По поводу пенсионной реформы - пенсионеры уже все сказали, отсылая правительству жалкую подачку в 30 рублей. В области образования введение единого госэкзамена в сочетании с ваучерами на образование - это курс на переход к платному обучению. А заработная плата бюджетников, на фоне исключительно высоких цен на нефть, профиците бюджета, снизилась по отношению к средней заработной плате в стране за последние три года в полтора-два раза.

- Прошлый застой закончился мучительной перестройкой и распадом СССР. Чем закончится, по-вашему, "неозастой"?

- Если мы не хотим еще одной катастрофической послезастойной "перестройки", то у нас должна быть отработанная программа развития России. Ее контуры очевидны. Это форсированное развитие малого предпринимательства, прежде всего интеллектуального. Это определение и поддержка локомотивных отраслей, прежде всего энергетических. Это восстановление и развитие культурных и научных традиций. Я бы сказала, формирование "культа интеллекта".

Далее следует отладить систему отбора и продвижения во власть независимых и умных профессионалов вместо "идущих вместе" неизвестно куда. И, наконец, успешное развитие и страны, и нашего города зависит от сохранения демократии, или по-русски - народовластия, что предполагает свободный независимый выбор власти. Петербург вновь, как и 300 лет назад, может определить будущее России, решая эти задачи, и прорубить для страны окно в ХХI век.

- Что нужно Петербургу, чтобы прорубить это ваше окно в ХХI век?

- Что нужно? Если очень коротко, то Петербургу нужны интеллект, ипотека и хороший дворник. Я бы еще добавила, что Петербург должен развивать перспективные отрасли специализации, которые были созданы еще в период промышленной революции конца ХIХ - начала ХХ века, это транспорт, судостроение, энергомашиностроение.

- Вы же политик, какие политические задачи стоят перед городом?

- Город должен самостоятельно и продуманно сделать свой выбор. На этих губернаторских выборах надо привести к власти команду истинных петербуржцев, настоящих профессионалов. Я и партия "Развитие предпринимательства" вместе с союзниками намерены принять самое активное участие в этом процессе. Время профессионалов пришло!

Смотрите также: