Прощеный день в "Комедии"

   
   

Вот уж 55 лет в апреле в Театре комедии им. Н. Акимова проходит актерский капустник. Столь давняя традиция - уникальное явление не только в российском, но и, пожалуй, в мировом театре. Причем это не просто способ повеселиться и позубоскалить, а театрализованные поздравления людям всех профессий, работающим в коллективе. Но нужно дослужить до юбилея: первый отмечается в 10 лет, затем - через каждые пять. Именинника вызывают на сцену, усаживают в кресло: и начинается! Рассказывает один из бессменных авторов и участников капустника, ветеран с сорокалетним стажем, актер Валерий НИКИТЕНКО.

С фигой и без нее

- С 1948 года в театре происходит эта дивная церемония, которую все ждут. В ней поразительно соединяются юмор, интеллигентность, демократичность - акимовские черты. И это прощеный день, потому что, не сговариваясь, все забывают большие и малые обиды.

У нас есть заповедь: "Традиция эта появилась для того, чтобы напомнить юбиляру о его отдельных недостатках, чтобы к следующему своему юбилею он от них избавился, приобрел новые и дал нам возможность снова поздравить его". Но со временем мы стали мягче, как правило, замечаем не недостатки, а милые особенности и привычки.

В годы советской власти капустник давал возможность для сатиры, кукиша в кармане. Помню, одному начальственному юбиляру мы пропели: "Скоро майский праздник, в магазин идти пора, весь народ идет с парадной, а начальство со двора". Или позволяли себе резвости: "Юбиляр наш - честный малый, из людей порядочных, папа римский против средств противозачаточных".

На сцене в те годы такое крамольное и запретное было немыслимо, а в капустнике сходило с рук, хотя была цензура, свирепствовал партком. Вот Акимов никогда не вмешивался в подготовку и не приходил на репетиции: "Вы что, с ума сошли, мне же интересно это увидеть в первый раз. Я в таком же положении, как все, и не знаю, что там эти молодые люди напридумывали".

Сейчас фиги в кармане нет, но остались такие обнаженные чувства, что мне не раз говорили после капустника: "Создается впечатление, что выше этого театра в мире нет". И действительно, в каком другом сапожника, портниху, водителя, столяра выводят на сцену, артисты в его честь играют и поют, славят на весь зал, дарят подарок. Тут и возникает патриотизм. Ведь служба в театре - это практически подвиг. Человек должен знать, что он необходим, что его любят.

Новая кровь

- Ну а для артистов выступление в капустнике - возможность себя проявить. Случались такие озарения, что Акимов удивлялся: "Ничего не понимаю, вы же не умеете играть, но то, что вчера показали!.."

Когда я влился в коллектив авторов, это были Алексей Савостьянов, Леонид Леонидов, Лев Милиндер. Сейчас остались мы с Левой вдвоем, но возникает новая волна - Артур Ваха, Арменак Назикян. Нужна живая кровь - мы, старшее поколение, в музыкальных пристрастиях остались в "Катюше", а молодым вот рэп нравится.

Участвовать в капустнике хотят все, но должна остаться некая элитарность. Для молодого артиста выступить - это прежде всего показать себя. И тут мы, ветераны, их обламываем: ты прежде всего подумай о человеке, которого поздравляешь, ему очень важно твое отношение, твои глаза. Как-то сидим с Милиндером на репетиции, смотрим на молодых, и у обоих от волнения - слезы: "Лева, ты видишь, постигли!"

Капустник ценен тем, что это "семейная история". Жизнь сейчас такая, что актеры прибегают, играют спектакль и убегают. Я говорю это без дрожи в голосе, но все-таки жаль, что теряется ощущение родного дома. Капустник его поддерживает.

Теперь вы понимаете, куда мыло трется?

Смотрите также: