Зеленый юбилей

   
   

Большинство гостей нашего города - да и самих питерцев - уверено, что Петербург родился в болоте. Это правда очень относительная - большая часть нынешней территории города была все-таки не болотом, а довольно густым лесом. К счастью, архитекторы и проектировщики понимали, что городу деревья необходимы. Конечно, не те простецкие осины и елки, которые росли здесь в допетровские времена, а мощные, долговечные, благородные дубы, липы, вязы.

Я - к Таврическому саду...

За триста лет город разросся, но старые свои парки сберег. Конечно, три сотни лет мало какое северное дерево выдержит - причем в условиях, ухудшающихся год от года. То, что пережило войны, было задушено городским смогом. Поэтому время от времени сады и парки надо обновлять.

Вот взять Таврический сад, любимое детище Екатерины II, а в советское время - всех окрестных пионеров. За пару последних десятилетий он настолько обветшал, что на него было жалко смотреть. Полностью заилилась, засорилась гидросистема, отмокали газоны, болели и умирали деревья, вандалы резвились в саду, сбрасывая в пруды скамейки, ломая кусты и портя ограду.

Теперь в сад приятно войти. Прежде всего, было сделано водоотведение - больше парк не отмокает. Пруды почищены и восстановлена гидросистема - теперь в них наливается столько воды, сколько им нужно. Отреставрированы два моста, а один - вообще воссоздан. Старожилы даже не упомнят, когда они видели мостик ≤ 6 в последний раз - его не стало давным-давно. На месте ржавых, искореженных и уродливых от рождения фонарей поставлены новые, которые хороши даже не включенными. Старые деревья, которые уже устали жить, но не имели возможности быстро умереть, были спилены, а их место заняли молодые, полные сил. Были залатаны и дыры в аллеях, которые образовались от погибших уже давно деревьев - 585 новых деревьев вполне прилично себя чувствуют на новом месте. Мы уже не говорим о подправленных дорожках, роскошных газонах, совсем не похожих на прежние лысые выпасы, о скамейках и урнах, которые радуют глаз на каждом шагу. Ну и ограда, конечно, приведена в порядок.

Александровские аллеи

Сад перед Адмиралтейством в советское время назывался Парком трудящихся имени Горького, и только несколько лет назад вернул свое имя - Александровский сад. Поскольку находится он в месте более чем посещаемом, то и вытоптали его куда сильнее, чем другие сады и парки. Но и для него настали сладкие деньки. Ограду, правда, вокруг возводить не стали, но газоны подправили, лысины засадили травой или кустарниками, да и здоровых молодых деревьев прибавилось. Естественно, почистили и привели в порядок скульптуру и фонтан, в него снова приятно бросать мелочь.

Многие путают Александровский сад с Александровским парком - это который между Петропавловкой и Зоопарком. Парк больше, и возни в нем, соответственно, было больше. То, что сейчас сделано, радует глаз даже закоренелых пессимистов. Красивые дорожки, холеные газоны, цветочки, листочки - как будто не в России находишься. А вот Михайловский сад, который буквально до последнего времени стоял закрытым, приоткрылся на время праздников, а потом снова будет прихорашиваться - его плановая реконструкция еще не закончена. Там поражало количество рабочих на квадратный метр - муравьиное копошение продолжалось от темна до темна, а поскольку ночи нынче короткие, то работа кипела практически круглосуточно.

Возвращение регулярных парков

Кроме реставрации старых парков, к юбилею частично был готов и совершенно новый парк, который так и назвали - "Парк 300-летия Петербурга". В отличие от своих собратьев, этот парк будет зеленеть там, где раньше деревья не росли. Там и земли-то не было. За время строительства парка туда привезли земли, которой хватило бы на садоводов Мшинской и Пупышева, вместе взятых - 630 тысяч кубометров грунта. Идея нового парка заключается в том, что в нем будут применяться приемы ландшафтного строительства, накопленные за все триста лет. Этот парк тоже еще не считается законченным, хотя основные его компоненты уже на месте.

Впервые за многие годы новый парк спланирован как регулярный - трезубец прямых аллей и четкие изгибы садовых дорожек. Площадь с павильонами, мощение гранитом по центральной аллее, садовая скульптура, боскеты, живые изгороди, цветники - все это делается фундаментальным, что выгодно отличает новый парк от прежних полускверов-получащ, которые получались на отвоеванных у помоек землях. Обилие воды и неба должно выгодно оттенять регулярность замысла парка, который был возможен в таком виде только у залива. К сожалению, здесь будет и обилие ветра, который уже принялся гнуть к земле новоявленные деревья, но тут уж ничего не поделаешь - из окна в Европу всегда немного дуло.

Смотрите также: