Юрий Темирканов растит "детей капитана Гранта"

   
   

11 июня в Большом зале Филармонии Юрий Темирканов встанет за пульт Датского национального симфонического оркестра, главным приглашенным дирижером которого он является. Маэстро также почетный дирижер Лондонского королевского оркестра, художественный руководитель Балтиморского. Но для нас-то важнее, что Темирканов возглавляет Заслуженный оркестр Петербургской филармонии. 10 июня маэстро получил в Москве Премию президента. Время Юрия Хатуевича расписано по минутам, когда мы пришли брать интервью, дело было к вечеру, а на столе в кабинете стояла чашка чая с бутербродом. "Не успел позавтракать", - пояснил маэстро, хотя, судя по времени, он не успел уже и пообедать. День был занят посещением музея Горного института!

Опера гибнет?

- Так вы знаток и любитель камней?

- Да что вы, я бриллиант от хрусталя не отличу. В музей попал случайно: после концерта подошел представитель Горного института и пригласил. Какой музей, это что-то невообразимое! И сам институт мне показали: аппаратура феноменальная, такой порядок! Это производит ошеломляющее впечатление, особенно по сравнению с консерваторией.

- Как же вы не любите камни, если носите перстень с бриллиантами?

- Когда я прихожу куда-то, стараюсь мимоходом сказать, что мне его подарили, чтобы не подумали, что я купил красоваться. Это действительно память: когда-то я повез в Англию Кировский театр, и было 20 спектаклей, которыми дирижировал. По окончании гастролей импресарио в знак признательности вручил перстень. Не откажешься же.

- Вы вспомнили Кировский театр. Не тянет вернуться к оперным постановкам?

- Немножко продолжаю, скоро буду дирижировать "Пиковой дамой" во Франции. Всерьез вернуться не тянет, 90 процентов постановок - за гранью критики. То, что делается на сцене, к опере как жанру не имеет отношения. Большинство режиссеров приходят не как музыканты, а как кинорежиссеры, драматические, они не очень понимают, что делают. Придумывают концепцию, а музыку используют как сопровождение. Это означает, что Чайковский, Бизе, Верди не знали, как надо ставить, и их теперь все время подправляют. У каждого из великих композиторов был свой театр, а если люди этого не знают, они ставят "оперу вообще", они этот жанр насилуют другими законами, поэтому опера гибнет.

Нужна цензура

- А симфоническая музыка?

- Ей всегда было трудно, но сейчас само время против настоящей культуры: телевидение, компьютеры, радио внедряют ширпотреб. Он очень близок человеку, не отягченному интеллектом, который все это глотает и доволен. Мне кажется, какая-то цензура в обществе должна быть. Когда нет настоящего фундамента духовного, тогда на сцене или в книгах матерятся, или вот показывают - женщина подмывается. Ах, как смело, умно, как отражена жизнь! А по-моему, это бескультурье. Точно так же в парках, знаете, динамики стоят, даже классическую музыку могут передавать. Но походя слушать серьезную музыку нельзя.

- Есть страны, в которых публика лучше подготовлена к ее восприятию?

- В каждом обществе есть небольшой слой людей, которые любят музыку. В Италии обожают и ценят оперу, а симфоническая музыка - это немного вторично. В Германии, по-моему, наоборот. В Англии очень подготовленная публика, потому что они в церкви поют с детства. У нас тоже раньше музыкальное образование хорошо было поставлено. Традиции остались, публика благожелательная.

Хлопотливое время

- Как вы пережили юбилей города?

- Как и для всех, для меня это хлопотливое время было. Пригласили в Царское Село Заслуженный оркестр, но говорят: "Не больше пятидесяти музыкантов, потому что места мало", а в оркестре народу в два раза больше. Обидно так представлять коллектив перед главами десятков государств, но не будешь же капризничать, подводить президента. Играли легкую программу, а я дирижировал только одну пьесу, потом пригласили за стол. Так было еще хуже, потому что наблюдал со стороны, переживал.

- Мне кажется, президент неравнодушен к Филармонии.

- Помните, он приводил на концерт такого высокого гостя, как Ширак? На моей памяти такой уровень посещения был впервые. И у Путина обе дочери учатся играть на скрипке.

- Президент ведь дал грант Заслуженному оркестру в числе еще нескольких в стране.

- Да, это произошло после нашей большой беседы. Но теперь в Филармонии проблема, потому что наш второй оркестр добавки не получает. У музыкантов на эту тему анекдот родился: "Заслуженный оркестр - это дети капитана Гранта, а академический - дети лейтенанта Шмидта". Правда, гениально? Предпринимаем усилия, чтобы поддержать наш второй оркестр.

Светская жизнь

- Когда видишь афиши "Бал Темирканова", создается ощущение, что вы - самый светский человек в городе.

- Балы - это петербургская традиция, особенно в зале Энгельгардта. Будучи хозяином бала, немножечко переживаю, потому что наш человек - он же не танцует. В лучшем случае все садятся за стол, и если скучно, в следующий раз гость не придет. А мне хотелось бы вернуть традицию. Танцую ли сам? Я уже вырос из этого возраста. Бывал ли на балах на Западе? Честно говоря, нет, и не хочу.

- Прибавляется ли ваша коллекция вин в лондонском доме?

- Убавляется, потому что за последнее время много было гостей.

- А курить не бросаете?

- Бросаю, ведь, как известно, нет ничего легче. На самом деле, чтобы прекратить, нужны особые обстоятельства. Ну а пока ничего не случилось - сигаретка, кофе, так артисты и живут. А что еще в антракте делать?

- Ваши элегантные костюмы покупаете сами? И сколько у вас фраков?

- Одеться-то не так сложно, если есть возможности. Вот при коммунистах был анекдот - женщина страдала: "Умру, никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус!" Один раз в год покупаю костюмы, ненавижу это, через полчаса устаю так, будто камни таскал. Ну а фраки на заказ шью в Лондоне. Их у меня штук пять, но я не могу найти, в каких странах оставил! У меня ведь график работы полностью заполнен до 2006 года.

- Не завидую я вашей напряженной жизни.

- Ильф и Петров метко сказали: "Сбылась мечта идиота".

- А все, о чем мечтали, сбылось?

- Так не бывает.

Смотрите также: