Лето можно назвать кухней сериалов, вовсю готовится новое угощение для телезрителей, и с начала ТВ-сезона, с сентября, кушать - то есть смотреть - подано! Питерская студия "Дельфин" (впрочем, за 8 лет существования она сменила несколько названий) была зачинательницей движения, именно здесь родился первый российский сериал "Улицы разбитых фонарей". Здесь же создали "Агента национальной безопасности", "Черного ворона", "Барона": Осенью мы встретимся как с полюбившимися ментами и агентами, так и с новыми героями.
Сказочка о милиции
Продюсер Александр Капица, рассказывая о "Ментах", и сам запутался: "Какую серию снимаем? Пишите, что перевалило за 120". Действительно, трудно упомнить, ведь каждый месяц прибавляется по два фильма. И пока мы с Александром Петровичем беседовали на студии, неутомимые менты на Смоленском кладбище: разрывали могилу. Бутафорскую, конечно. Искали драгоценности.
Оказывается, самая большая трудность в сериале - придумать оригинальное - по мотивам и исполнению - убийство. "Существуют определенные виды убийств, - со знанием дела рассуждает Александр Петрович, - ножом, ломом, топором, из пистолета, автомата: Из-за денег, из ревности, на бытовой основе, по пьянке. Все уже было, а надо не повторяться. Стараемся изловчиться".
Капица считает, что "Менты", как и "Агент", при всех прочих достоинствах ценны еще и тем, что в этих сериалах можно на любое событие в стране сразу отозваться. И жалеет, что ни один начальник МВД ни разу не додумался. "Все, что мы снимаем, это наша личная точка зрения, сказочка о милиции, которую сами придумали". А вот предприимчивые американцы сериал использовали: они открыли в Питере кризисный центр для женщин, так два фильма сняты на этом материале.
Агент накачался
Актеров, из года в год снимающихся в сериалах, подстерегает опасность: зрители отмечают малейшее изменение во внешности. Вот, к примеру, агент национальной безопасности в последнее время растолстел. Капица за Пореченкова стоит горой: "Не растолстел, а накачался, стал еще более мощный!". Продюсер готов обещать невероятное: "Мы ему мышцы структурируем, они станут длинные и красивые". Может, невероятное и случится, ведь, по агентурным данным, Михаил "худеет в бешеном темпе". Есть у актеров сериалов проблема посерьезнее, время от времени каждый восклицает: "Здесь играть нечего!" Сценаристам приходится изворачиваться, для разнообразия ментов отправляли в Израиль, в Сибирь, на юг, ну а агент в каких только (зачастую антисанитарных) условиях не боролся со злом (его персонификация тоже, к сожалению для киношников, ограничена).
Творческая неудовлетворенность компенсируется материально: за один день съемок ведущий актер сериала получает примерно в тридцать раз больше, чем коллега в театре за спектакль.
Александр Петрович подчеркивает "гуманитарную функцию" сериалов: снимают только питерских актеров, и за эти годы заняли почти всех! Да и режиссерам дали работу в самое сложное для кино время, снимали все ведущие, за исключением разве что Германа и Сокурова. Сейчас продвигают молодых.
"Черный ворон" улетел
Россияне видели только 22 серии "Черного ворона", хотя еще в марте студия сдала 52. "НТВ" не сумело прокрутить их до летнего затишья, теперь придется ждать осени. А вот на Украине сериал показали, и он стал бестселлером! Когда наши актеры приехали, их ждал триумф. Кассеты (по-видимому, пиратские) нарасхват идут в Нью-Йорке, в Германии.
Александр Петрович подчеркивает, что "такого протяженного сериала со сквозным сюжетом в России еще не делали". Артистам есть что играть, более того, главные героини в исполнении Татьяны Калгановой и Анны Герм проживают на экране целую жизнь, от 17 до 50 лет. У гримеров задача - актрис и омолодить, и состарить. Сейчас действие дошло до 90-х годов, заказчики предлагают продолжить до нашего времени.
Сколько Вересовых?
В перерывах между "Агентом" (недавно к 36 прибавили четыре новых серии, до конца года планируется еще восемь) на студии хотят снять маленькую четырехсерийную мелодраму о девочке с периферии, ставшей поп-звездой и возвращающейся в свой город. Автор сценария - петрозаводчанин Дмитрий Толин, но это псевдоним, потому что подлинное имя - Дмитрий Вересов. В писательской среде имя уже "застолбил" автор "Черного ворона", который на самом деле - Дмитрий Прияткин. У писателей всегда неразбериха, в этом можно будет убедиться в 12-серийной ленте, посвященной Серебряному веку.
Кто задает тон
Питерские сериалы отличаются тем, что делаются на профессиональном уровне, в основном выходцами с "Ленфильма". В начале бума даже москвичи работали здесь, поскольку дешево и сердито. Теперь "Мосфильм" сам увлекся сериалами, да с размахом - одновременно снимается тридцать-сорок. Второй столице такое и не снилось, и все-таки наша продукция не теряется в общем потоке. Дело не только в профессионализме и таланте людей, одно из действующих лиц всех сериалов - Питер. Он задает тон.