Примерное время чтения: 6 минут
383

Покорить Голливуд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Петербург 05/10/2011

Голливуд «звёзд» не зажигает - это миф. «Фабрика грёз» открывает двери для избранных.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ Елена Кащенко уже более 10 лет изучает голливудский кинематограф.

Сделать «звезду»

- "АиФ-Петербург": Елена Сергеевна, ваша научная работа посвящена Леонардо Ди Каприо. Неужели он самый яркий голливудский герой?

- Когда в 1997 году на мировые экраны вышел фильм «Титаник», реакция зрителей на Леонардо Ди Каприо была cхожей с массовым психозом. Ничего подобного не происходило с молодыми актёрами за последние 20 лет. Ди Каприо стал феноменом, человеком, способным сыграть любую роль - от клоуна до героя-любовника. При этом стоит отметить, что до «Титаника» он снялся в нескольких заметных фильмах и был номинирован на «Оскар». Многие уже тогда называли его гением. Ну а после премьеры «Титаника» актёра стали «рвать» на куски - и зрители, и продюсеры. Для талантливого молодого актёра это просто беда. Невозможно нормально сориентироваться, выбрать хороший проект. Тут же началась и травля актёра, разговоры о том, что он продался коммерческому кинематографу и уже не способен сниматься в авторском кино. Так что «Титаник» чуть не потопил карьеру голливудской «звезды». Эта актёрская судьба, эволюция карьеры, как и современный мир Голливуда в целом, стали предметом нашего изучения. Для этого пришлось пройти стажировку в США, использовать массу научных работ английских и американских коллег, изучить издания, пишущие о жизни «звёзд». В том числе и на английском языке.

- "АиФ-Петербург": Только ли талантливые люди имеют свою «звезду» на «Аллее славы» в Голливуде? Или здесь скорее дело в везении и хорошем продюсере…

- Голливуд «звёзд» не зажигает - это миф. Безусловно, можно взять «мальчика с улицы», но дольше 2-3 фильмов он не продержится. Да и вряд ли кто-то из продюсеров так будет рисковать деньгами. Поэтому чтобы стать «звездой» - нужно ею родиться. А потом много работать. Интересно, что в 30-50-е годы прошлого века в Голливуде снимали так называемые фильмы «второго класса» (B-movies - англ.). Если появлялся подающий надежды актёр, никто из здравомыслящих продюсеров в картину с серьёзным бюджетом его сразу не брал. Его снимали в низкобюджетных, небольших по продолжительности фильмах, которые показывали в кинотеатрах перед основным сеансом. Зрителям же предлагалось ответить на вопросы анкеты об игре актёров. Так пришла в большое кино и Мэрилин Монро. На студиях на неё поначалу практически не обращали внимания и только после нескольких ролей второго плана и восторженных отзывов зрителей, наконец, заметили. До этого момента длительное время Монро оставалась без долгосрочных контрактов и средств к существованию. Тогда актриса и вынуждена была сняться обнажённой для календаря «Золотые мечты», чтобы заработать хоть какие-то деньги.

Чтобы оказаться на «Аллее славы», нужно иметь творческий потенциал и желание работать. Тем не менее в России упорно пытаются «делать» звёзд и открывать «фабрики» по их производству.

Американская деревня

- "АиФ-Петербург": Вы можете назвать имя петербургского актёра, у которого есть шанс стать успешным в Голливуде?

- Сравнивать петербургских актёров с голливудскими - не стоит. Это разные судьбы, актёрские школы, культурные традиции и проч. В своё время Сергея Безрукова часто сравнивали с Ди Каприо. Говорили, вот если бы он оказался в Голливуде, то стал бы «звездой». Да никогда бы он там не оказался. Безруков - прекрасный театральный актёр. Что бы он стал делать в Лос-Анджелесе? Играть русских со щетиной и подбитым глазом? Не так давно Евгений Миронов рассказывал, как его пробовали на роль в голливудский фильм о зомби, с Брэдом Питом в главной роли. И этими пробами он был шокирован. Одна фраза: «И этот тоже зомби, и этот - зомби» повторялась и повторялась. Не смог талантливый русский актёр перешагнуть через себя и стать «звездой» американского блокбастера.

Вообще, в реальности, Голливуд совсем не такой, каким его многие представляют. По сути дела, это - деревня, американская провинция, которая случайно стала «фабрикой грёз». В начале прошлого века кинематограф переживал так называемую «войну патентов» и режиссёры уезжали в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, спасаясь от преследования полиции. Так в Голливуде возникли первые киностудии. До появления звука (конец 1920-х гг.) в американском кинематографе могли работать знаменитые актёры, приехавшие из Польши, Германии, России. Сейчас это закрытое общество. И стать там своим не получится, если не знать эту страну, её историю, культуру…

- "АиФ-Петербург": …И язык…

- Это, кстати, не столь важно. Если у актёра есть талант и хороший слух - он может воспроизвести любой акцент. Когда Олег Меньшиков снимался в фильме «Восток-Запад», он прекрасно говорил по-французски. Не зная языка. У Александра Домогарова были роли в театре на польском языке…

Сломать карьеру

- "АиФ-Петербург": Вы сказали, что зажечь «звезду» нельзя, а погасить?

- Яркий пример сломанной актёрской карьеры - партнёр Греты Гарбо Джон Гилберт. Один из самых популярных американских актёров эпохи немого кино и первый голливудский красавец. В 1927 году, когда Гарбо бросила Гилберта прямо у алтаря, кинопродюсер Луис Майер отпустил на этот счёт шутку, а актёр в ответ ударил магната. После этого инцидента для Гилберта закрылись двери всех киностудий. Сейчас погубить карьеру известного голливудского актёра не так легко. Конечно, если он не возьмётся за это сам, как Мэл Гибсон. Который сначала оскорбил полицейского, потом стал фигурантом нескольких судебных разбирательств со своей бывшей спутницей жизни Оксаной Григорьевой и проч.

- "АиФ-Петербург": А разве скандалы не подогревают интерес публики?

- Если человек начинает скандалить на пустом месте, в США это воспринимают как хамскую выходку. Так что быть дебоширами там совершенно невыгодно.

И были случаи, когда актёры отказывались от совместных проектов со скандалистами (в том числе и Гибсоном), чтобы не запятнать свою репутацию. Кстати, ещё 50-60 лет назад подобные истории, скорее всего, не вышли бы за пределы студии, которая полностью опекала актёра. Если у «звезды» были проблемы с алкоголем, наркотиками, личной жизнью - это старались скрыть от общественности всеми силами. В 1960-1970 годы студийная система постепенно начала рушиться, и промашки «звёзд» стали выходить на публику.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах