Современная музыка и организм Моцарта

   
   

Фестиваль "Петербургская музыкальная весна" проходит уже в сороковой раз! Подобного в России нет, больше того, как правило, фестивали исполнительские, а этот - композиторский. Такое впечатление, что мы "впереди планеты всей" по сочинению музыки. За комментариями обратились к Андрею Петрову, председателю Союза композиторов, участнику "Музыкальной весны".

- На самом деле, в течение года мы проводим не один фестиваль, а три, - рассказал Андрей Павлович. - Это еще и авангардный "Звуковые пути", а также детский. На "Музыкальной весне" будут исполнены произведения почти ста авторов.

- Для современного композитора это одна из редких возможностей быть услышанным?

- В общем, да. Концерты пройдут в Филармонии, Доме композиторов, во дворцах Белосельских-Белозерских и Шуваловском, в Брюлловском зале Русского музея, в Музее Пушкина, в соборе Петра и Павла..

- На Западе у "серьезных" композиторов больше возможностей?

- Ситуация сходная. Публика готова в десятый раз слушать Брамса или Чайковского, но не современных авторов. Поэтому импресарио, организуя концерты, обычно включают в программу классическую симфонию, скрипичный или фортепианный концерт со звездным исполнителем и, если остается еще минут 15 времени, - современное произведение. Композиторы жалуются, что умирает крупная форма. Этому способствует также то, что на радиостанциях за произведения, звучащие десять минут, автору полагается один размер гонорара, а если музыки больше, гонорар увеличивается. Радиостанциям невыгодно.

- А наш фестиваль смело обрушивает на публику современную музыку?

- Еще в советское время в филармонические концерты вставляли "новое произведение ленинградского композитора". В один вечер могли звучать симфония Бетховена и кантата о Ленине. На каком-то этапе мы, действительно, решили показывать только современную музыку, публики стало меньше, потому что современные шедевры не так уж часты. Лет десять назад пришли к такой концепции: в концертах звучат ставшие классикой произведения ХХ века в сочетании с новыми. ХХ век - это и Глазунов, и Рахманинов, и Стравинский, и Шостакович. В таком контексте глубже осмысляешь собственное творчество.

- В вашем союзе много молодежи?

- Немного. Вот в первой половине 60-х появилась целая плеяда: Гаврилин, Слонимский, Тищенко, Банщиков. Такого мощного пополнения больше не было, и еще Гаврилин замечал: "Сейчас ничего не может появиться великого, идет пересменок". Музыкальные идеи, которые дал ХХ век, исчерпаны.

- Новые возникают с рождением гения?

- И с определенными условиями развития культуры, общества.

- Хочется надеяться, что фестиваль способствует их созданию. Расскажите о самом необычном концерте.

- 7 мая в Малом зале Филармонии состоится шуточная прелюдия фестиваля под названием "Любовь к организму". Программу придумали композиторы Ольга Петрова, Инна Цеслюкевич и поэт Ольга Цехновицер. Ведущий - Вадим Жук. Не буду раскрывать секретов, скажу только, что специально написал маленькое произведение, навеянное недавно напечатанными письмами Моцарта. Как выяснилось, маэстро настолько любил свой организм, что опоэтизировал самые прозаические его проявления.

- Теперь я еще яснее понимаю исчерпанность идей ХХ века!

Смотрите также: