Санкт-Петербург, 8 июля – «АиФ-Петербург». На воде установили специальные платформы, которые и стали сценой. Ну а зрительным залом был весь потрясающий парк дворца-музея, берега озера, где музыку, усиленную техникой, тысячи поклонников прекрасного хорошо слышали из любого уголка. Мощь и красота оркестров, архитектурные памятники и удивительный природный ландшафт создали неповторимую атмосферу.
Смешали все жанры
Этот необычный праздник проводится уже четвёртый раз. Темой прошлых лет была музыка Прокофьева, Рахманинова, Чайковского, которая и звучала всю ночь. В этом году организаторы решили смешать жанры, чтобы каждый выбрал то, что ему нравится. В итоге в концерте-марафоне прозвучали произведения от классики до популярных мелодий из оскароносных американских и европейских фильмов, а сам фестиваль приобрёл статус международного. Вместе с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром и оркестром Карельской государственной филармонии в нём приняли участие американский дирижёр Владимир Ланде, композитор и дирижёр Дирк Боссе (Бельгия), пианистка Шаин Ванг (США) и другие звёзды. Многим запомнилась виолончель Алексея Стадлера, исполнившего «Вариации на тему рококо» Чайковского.
Фестиваль в Новой Голландии соберет известных режиссеров и писателей >>
Необычной была и программа. Зрители услышали шедевры Мусоргского и Римского-Корсакова, отрывки из мюзиклов Бернстайна и фортепианный концерт Гершвина.
- Мы сделали акцент на различной популярной музыке, - говорит программный директор «Ночи» дирижёр и пианист Юрий Серов. - Каждая часть – как отдельное музыкальное произведение. Первая позволила зрителям получить представление о русской классике, здесь сдержанный Римский-Корсаков соседствовал с лирическим Чайковским. Вторая - синтез современных мелодий из фильмов о Джеймсе Бонде, Индиане Джонс, Гарри Потере, «Английском пациенте» и «Пиратах Карибского моря». Третья – торжественная увертюра «1812 год», написана Чайковским в его лучшие годы. Символично, что это время царствования Александра III, основателя Гатчинского дворца и парка.
Труба – гордый инструмент
Кстати, все желающих ждали и на экскурсии во дворце, подготовленной специально для этого вечера. Её маршрут тоже был нестандартным, приоткрывающим завесу тайны частной жизни императора и его окружения. Посетители побывали в Арсенальном каре, придворном театре и «театре теней», комнатах фрейлин и статс-дам, покоях Александра Ш, увидели его личные вещи, в том числе рассказывающие о страсти к охоте.
Сюрпризом для зрителей стал и Концерт для трубы с оркестром известного советского композитора Александры Пахмутовой. Она написала десятки песен, которые называют символами эпохи, а вот её симфоническое творчество в России известно мало. На вопрос, «почему вы сочинили музыку именно для трубы», Александра Николаевна ответила так.
- Труба не только воинственна, она не только призывает, в ней есть замечательное прямодушие, и это очень гордый инструмент.
Фестиваль «Опера всем» откроется в июле >>
Но на этом сюрпризы не закончились. Концерт Пахмутовой вместе с оркестром исполняла 24-летняя норвежка Тине Хёльсет, одна из самых ярких мировых звёзд нового поколения. Почему Тине выбрала именно трубу? Оказалось, что это семейное. На этом инструменте играла мама девушки, так что в школьном ансамбле Тине пошла по её стопам. Да и в целом в Норвегии, где очень развито музыкальное образование, много женщин отдают предпочтение трубе. Кстати, 9 июля Тине Хёльсет выступает в Эрмитажном театре.
Сцена … на воде
- Это мое первое выступление на воде, - не скрывала волнения и американская пианистка Шаин Ванг. - Необыкновенный акустический резонанс! Клавиши рояля как нельзя лучше передавали не только классические, но и джазовые, так называемые «металличнские» ноты. Радует, что очень тёпло - несмотря на то, что я была в открытом платье, ничуть не замерзла. Идея фестиваля очень правильная, считаю, что он должен проводиться даже чаще, чем раз в год, всем сердцем приветствую подобные ежевечерние концерты. Благодаря такому формату устанавливается особый контакт между публикой и артистами, так что для меня лично это очень ценный опыт общения.
В целом же концерт отличался не только продолжительностью (с 23.00 до 3 ночи), но и организацией.
- Сцена на воде – особое инженерное сооружение, непростая задача, где надо учитывать немало тонкостей,- говорит технический директор фестиваля Иван Зенин. - В том числе освещение, акустику, установку пюпитров, и даже защиту артистов от дождя и насекомых. Причём если раньше площадку мы строили недалеко от берега, сейчас её установили на расстоянии 30 метров, что создало дополнительные сложности. Там разместилось 70 музыкантов.
Стоит добавить, что концерт прошел отлично. Постаралась даже погода – вся ночь была красивой, тихой и светлой, без дождя. Завершилось всё фейерверком и надеждой на встречу со следующей «Ночью музыки», которая, как пообещали организаторы, состоится в это же волшебное время.