Разруха ты, разруха...

   
   

Ветхие дворцы, церкви без куполов, обвалившиеся мосты... Эти безмолвные свидетели течения времени, разоряемые дождями и ветрами, были как будто детищем иной цивилизации - русской культуры. То, что пришло после октября 1917 года, было одержимо одной идеей: сначала до основанья разрушить старый мир, а потом... Разрушали с удовольствием, с каким-то идеологическим сладострастием, расчищая якобы место для новой жизни.

До основанья. А затем?

Прошло ни много ни мало - 87 лет. Сменились поколения, и те, кто радостно разрушал, уже покинули этот мир. Нынешние люди привычно живут на руинах, считая нормой возведение очередной башни из стекла и бетона на месте разрушенного здания XVII века.

О том, что старые здания, архитектурные комплексы и исторические памятники тоже имеют право на жизнь, сейчас распространяться не принято. Именно поэтому серия фильмов под общим названием "Забытая красота", снятая "Балтийским Медиа-холдингом" на средства гранта Администрации Санкт-Петербурга при содействии Союза журналистов Санкт-Петербурга, так потрясла многих, кто эти фильмы видел. Снятые без ложной жалостливости, без аханья и оханья, без монархических воплей, эти программы трогают душу и сердце зрителя - они как будто дают возможность высказаться самим руинам, самим незаслуженно забытым, униженным и оскорбленным памятникам прошлого. Пусть не все они архитектурные шедевры, но за каждым из них стоит история.

Авторы программ, питерские тележурналисты Ирина Михальченко и Владислав Нечаев, работали в тесном контакте с Комитетом по охране памятников истории и архитектуры, для которого каждый из снятых объектов - головная и сердечная боль на протяжении десятилетий. Все программы вышли в эфир на канале "СТО" в декабре прошлого - январе нынешнего года. Тем более странно прозвучали слова начальника комитета Веры Дементьевой, приглашенной на презентацию серии "Забытая красота": "Знаете, а я фильмов этих не смотрела... Но очень трогательно снято! Главное сейчас - воспитывать в людях бережное отношение к памятникам". Оригинальное мнение: пока реставраторы и архитекторы в голос кричат, требуя применять к вандалам санкции, чиновники будут воспитывать нового человека. Это напоминает попытку Трофима Лысенко воспитать кукурузу, способную расти на севере.

Прощание Графской Славянки

Но даже если начальница комитета не смотрела фильмов - беды в этом нет. Не для нее они были сняты. Ведь проект призван привлечь внимание "общественности, властей и инвесторов к забытым памятникам архитектуры федерального значения" (из творческого отчета авторов "Забытой красоты"). Правда, смущает апелляция к властям - а разве комитет, который консультировал создателей проекта, это не власти? К каким тогда властям? Зато понятно желание авторов привлечь внимание к историко-культурным объектам, которые обычно не попадают в сферу общественного внимания.

Одним из самых ярких примеров таких объектов может служить дворец в Графской Славянке. Не каждый и догадается, о чем речь. Ведь Графской Славянки давно уж нет на карте. Сначала на ее месте появилась Царская Славянка (это когда хозяйка поместья графиня Юлия Самойлова продала дворец царской фамилии), потом, в советское время, местность назвали Динамо, а рядом возник город Коммунар.

История дворца, который числится памятником федерального значения, достаточно хорошо изучена - и слава богу, ведь глядя на нынешний изувеченный дом, совершенно невозможно представить себе, каким он был раньше. Видно только, что большим и крепким, раз после всего того, что с ним сделали, от него еще что-то осталось. Последним, кто проводил реконструкцию "во благо", был архитектор Александр Брюллов - старший брат художника Карла Брюллова, всю жизнь влюбленного в графиню Самойлову.

Погиб дворец во время массированного налета советской авиации - в годы оккупации здесь расположился штаб испанской Голубой дивизии, и с помощью бомбежки хотели дивизию обезглавить. Фашистов-то погубили, но и дворец тоже. В послевоенное время денег на его реставрацию не нашлось.

Фильмы цикла содержат не только душераздирающие панорамы руин. Там приведен опыт наших соседей - и финнов, и эстонцев, - которые реставрируют свое достояние. И не на запредельные деньги. Если памятник имеет хозяев, то он уже скорее жив, чем мертв. Другое дело, что хозяева в цивилизованной стране соблюдают требования надзорного органа - содержать памятник максимально щадящим образом. Наши же новые хозяева порой этот надзорный орган на порог не пускают, о чем неоднократно говорили сотрудники комитета. И все призывы к сознательности граждан остаются призывами. К сожалению, сейчас времена такие, что граждан можно пронять только поркой: и вандалов, и новых горе-хозяев, и новых чиновников. Не сделал хорошо или сделал плохо - плати. А деньги пойдут на реставрацию памятников. Как вам идея?

Смотрите также: