У Народной артистки России Зинаиды Шарко - юбилей. Возраста она не скрывает - 75. День рождения Зинаида Максимовна отметила премьерой спектакля "Мой драгоценный клад", в котором сыграла главную роль. Ну а накануне юбилея виновница торжества была занята не приготовлением салатов, а репетициями, на одной из которых мы и встретились. Присутствовала также Ада Роговцева - не только партнер по сцене, но и подруга Зинаиды Максимовны. Время от времени Ада Николаевна вставляла словечко в беседу.
День рождения - на сцене
- У нас в БДТ при Товстоногове было правило, что артист в свой день рождения должен играть, - рассказала Зинаида Максимовна.- Если вдруг не назначили спектакль - плохо дело, готовься на "вылет" из театра. Для меня самая большая радость - в день рождения выйти на сцену.
- Вы сейчас так много заняты, будто судьба решила воздать сторицей за все несыгранное.
- Это правда, и это правильно, потому что в молодости, да и в зрелом возрасте есть много разных других радостей, а сейчас без работы можно ведь и сдохнуть. Тем более, я всегда себя нагружала, даже когда у Товстоногова очень много играла, придумывала себе творческие вечера, читала стихи, составила программу "Несыгранные монологи". Люся Макарова мне говорила: "А ты все играешь неготовые вещи?" Но как же быть, если я мечтала сыграть "Визит старой дамы", да так и не случилось? Сделала оттуда три монолога. Мечтала о "Трамвае "Желание", возраст прошел, сыграла и оттуда монологи. Если бы сейчас работы не было, повесилась бы.
Спасибо Наташе Колесник, директору антрепризного агентства "Театр Дом", я у нее уже третий спектакль играю. О себе точно знаю, что моя жизнь - это театр, профессия, а остальное - только подготовка к тому, чтобы что-то сыграть.
- Как вы живете материально?
- Благодаря антрепризе, хватает.
- Еще и детям-внукам помогаете?
- А как же! Это моя обязанность посмертная (смеется).
Страшный сон
- Но ведь, наверное, дом всегда был заброшен? Не мучает совесть, что недодали тепла сыну, внучке?
- Судя по тому, что из них вышло, думаю, что додала. У меня два правнука подрастают.
- Живете вместе?
- Нет! Жить надо только отдельно, тогда каждая встреча - радость и праздник. Правда, недавно моему сыну приснился страшный сон: мама приехала! (Смеется.) Его жена рассказывает: "Ванечка проснулся в слезах, стонет, я его разбудила, а он рассказывает, мол, мама приехала, вносит чемоданы, а там колготки и шарфики". Насчет гардероба - это правда...
- Всегда были неравнодушны к нарядам?
- Для женщины это естественно.
- Не для всех.
- Тут два варианта: или голой ходить, или, если уж одеваешься, надо немного подумать, что ты на себя напяливаешь.
Ада Роговцева: Разрешите оппонентом выступить. Еще деньги нужны.
- Нет, Адуся, ты не права, потому что когда я была нищая, все равно умудрялась одеваться. У меня было одно пальто-размахай на все случаи жизни, мамочка сшила мне туда телогреечку, поэтому я шикарно выглядела зимой и летом (смеется). Раз я участвовала в проекте, в котором кроме меня все остальные артисты были мужчины. Я каждый день приходила в новом, и они предложили мне заключить пари: если все 40 дней нашей работы буду менять наряды, поставят ящик коньяка. И я умудрилась: меняла юбки, кофты, шарфики, бантик прилажу то спереди, то сзади, то сбоку. Пари выиграла.
- А как вы относитесь к подтяжкам, которые делают себе звезды?
- Мне еще не пора! (Смеется.)
- Вы так много курите, не думаете бросать?
- Я не так давно и начала. Решила, что у человека должен быть хотя бы один порок. Со всеми остальными уже покончила. Поэтому иногда даже неудобно спать, крылышки растут. Надо же на человека быть похожей, а то скоро вознесусь.
- Наверняка, у вас и сейчас есть поклонники.
- Да, ну и что? Дарят ли цветы? Естественно.
Работа над собой
- В вашей карьере были ведь не только взлеты, но и времена, когда ролей в БДТ было мало.
- Что-то я не помню ни взлетов, ни падений, мне кажется, все у меня было ровно. Ну, не получила роль - так еще получу, в уныние никогда не впадала. Одна катастрофа, когда Георгия Александровича не стало. И моя жизнь кончилась - творческая и личная, мне уже ничего не было интересно.
Потом Томошевский предложил эпизод в "Медее" в "Приюте комедианта", я ухватилась, естественно. Вскоре сделали спектакль с Сашей Демьяненко, затем появилась Наташа Колесник. Господь мне ручку протягивал все время.
...Обожаю ездить на гастроли, мне неважно, на чем. Вот говорят: автобус неудобный, а по мне - прекрасный. Еда - все равно какая, лишь бы в топку что-нибудь бросить, чтобы мотор работал.
- Дома, наверное, себе не готовите?
- Варю бульон, у меня ведь прошлым летом была онкологическая операция, так что нужно. Я готовлю шикарно! Актеры наши знают, на репетиции приношу.
Ада Роговцева: Зиночка - мой кумир. В какой-то самый трудный период жизни я ее встретила. Хотя мы и раньше были знакомы, но тут стали как родные, возникла великая человеческая заинтересованность. Мне важно, как она выглядит, здорова ли, блестят ли глаза. При этом мы не очень много говорим друг с другом.
Я ведь видела все ее роли. Это человек, от Питера неотделимый. Как Зина знает литературу, как читает Ахматову, Цветаеву! В ней постоянно идет серьезная душевная работа. Как-то Раневскую спросили, когда ей было уже под восемьдесят: "Над чем вы сейчас работаете?" - "Над собой". Зиночка все время работает над собой.
Шарко:
- Вы знаете, почему мы с Адусей так друг к другу тянемся? То, что нам интересно друг с другом, это само собой. Но мне кажется, главное - когда легко молчать друг с другом. И если говорят, что самое дорогое - это радость общения, у нас с Адусей - радость молчания.
Бог в помощь
- Зинаида Максимовна, вы удивительно современный человек.
- Стараемся.
- А что вас в современной жизни раздражает?
- Нагиев и Трахтенберг. Не то чтобы меня лично, но я за правнука боюсь. Ему два года, он уже любит телевизор, а ведь через пару лет соображать начнет. То, что делает в своих передачах Трахтенберг, просто недопустимо, иногда хочется завопить: "А где цензура?!"
- В кино вы до сих пор снимаетесь?
- Да, но до 39 лет не снималась, первая большая роль была у Киры Муратовой в картине "Долгие проводы". Ну, когда мне припоминают "Старика Хоттабыча", где я продавала мороженое, не говоря ни слова, это же не считается. Меня много пробовали на "Ленфильме", но все без толку, и один раз я услышала разговор режиссера с оператором. Оператор сказал: "Ну что ты зациклился на этой Шарко? Мне на нее три часа надо свет ставить. Приведи мне любую смазливую девчонку с улицы, я из нее Любовь Орлову сделаю!" Услышала я и не расстроилась, а успокоилась: нет - так нет, не буду я Любовью Орловой (смеется). Вот Кира Муратова самоотверженно и отчаянно со мной работала. Выяснилось, что не нужно три часа свет ставить. Так что это просто предлог был, чтобы от меня избавиться.
- Может, киношников пугал ваш характер?
- У меня золотой характер, я радость режиссеров!
- Вы сказали, что вам Господь ручку протянул. Наверное, это случалось не раз?
- Мне Бог во всем помогает. Ну, посудите, я ведь из Чебоксар, мечтала поступить во МХАТ. Подошла к театру, дрожа от счастья: может, по этим ступенькам только что проходила Алла Тарасова, мой кумир. А в приемной комиссии секретарша... грызет соленый огурец! Она подняла глаза: "Девушка, чего вы хотите?" - "Я ничего не хочу". В храме есть соленый огурец! Мне как в душу плюнули, меня растоптали. Выбежала на улицу, дождь идет, смешивается со слезами, и не знаю, почему твержу строчки: "Ленинград, Ленинград, я тебе помогу. Прикажи мне, я сделаю все, что могу". Это из поэмы Маргариты Алигер "Зоя". Объявила московским знакомым, у которых остановилась, что уезжаю в Ленинград. А это 47-й год, поезда брали с боем, ехали 24 часа, стоя. О театральном институте я ничего не знала. Но попала сразу к величайшему педагогу Борису Вольфовичу Зону.
- Так вот сразу и поступили?
- У меня и сомнений не было! Кто-то волновался, а я была уверена, потому что уж если меня не примут, кого же тогда и принимать-то?! Я так завидую себе тогдашней. Теперь все время сомневаюсь, все время себя не люблю, все я не так делаю. С годами требовательность появилась. В молодости все проще. Вот я еще в школе на вечере читала наизусть отрывок из "Молодой гвардии", и вдруг забыла текст. Тогда я спокойно сказала слушателям: "Не волнуйтесь, я сейчас вспомню".
- Пристрастие к литературе - из семьи?
- Папа прочел две книжки: "Поднятую целину" и "Воспоминания маршала Жукова". У нас учительница была хорошая, уже в седьмом классе она поручила мне доклад "Антология поэзии от Сафо до Симонова", я не вылезала из библиотек. А так как читать стихи по бумажке не могла, учила наизусть.
...Уже работая в БДТ, я много переводила со всех славянских языков. Георгий Александрович как-то спросил: "Откуда вы языки знаете?" - "Ну... знаю, и все". - "А, Зиночка, я же забыл, что если человек талантлив, он талантлив во всем!"
Смотрите также:
- «Игра в «Городки». Юрий Стоянов – об Илье Олейникове, театре и новой книге →
- Жаба или Дюймовочка? Красота - не та карта, на которую нужно ставить →
- Зоя Буряк: "Я не хочу худеть" →