Зоя Буряк стала популярной еще студенткой Театрального института, сыграв в фильме "Холодное лето 53-го".
Как рассказывают, режиссер картины Александр Прошкин дал задание ассистентам найти "очаровательное создание родом из деревни", и в коридорах Театрального института они и отыскали Зою. Была она родом не из деревни - родилась в Красноярске, с детства жила в Одессе - и училась в Ленинграде у Льва Додина. Сниматься студентам запрещалось, Зоя уехала тайком, в результате заканчивала учебу уже у другого мастера. Теперь за плечами актрисы более сорока ролей в кино. Если говорить о сериалах, то вот сейчас по разным каналам демонстрируется сразу четыре с ее участием, Зоя даже названия не сразу вспомнила, сходу назвала разве что "Мужчины не плачут".
Зоя много занята в своем родном Молодежном театре на Фонтанке, играет в спектаклях еще двух питерских театров - в "Русской антрепризе" и "Приюте комедианта", а также в антрепризных: "Любовь - не картошка" с Ниной Усатовой и Александром Михайловым, "Бестолочь" с Юлей Меньшовой и Андреем Ильиным. В апреле на сцене ДК "Выборгский" состоялась премьера спектакля "Осенний покер" по Нилу Саймону.
В провинции театральные залы полны
- Зоя, как вы находите новые проекты? Сами ищете себе работу?
- В последнее время чаще предлагают, я уже ничего не делаю, чтобы найти работу. Приходится и отказываться, в силу того что нет времени никакого. Но вот, к примеру, в "Приюте комедианта", когда ставили гоголевскую "Женитьбу", завтруппой, которая меня знала, сказала: "Если ты не будешь играть Агафью Тихоновну, это будет просто смешно". Я пошла, хотя было плохо со временем.
- С антрепризами объездили, наверное, всю страну?
- Да, и Сибирь, и Дальний Восток. В провинции очень хорошо принимают, на спектакле "Любовь - не картошка" много смеются - видно, тема близка. Гастрольная жизнь тяжелая, но это и счастливое время, потому что хорошая компания артистов, приятные встречи. Стоит поездить посмотреть, как люди живут
- И как?
- Везде по-разному, конечно, но в театр ходят, полные залы. Помню, мы с большим трудом добирались до Нефтекамска, в 28-градусный мороз шли по льду Камы, замерзли ужасно. Но люди после спектакля подходили, старались нас потрогать: "Не может быть, что это вы приехали. Мы думали, что нас обманут, что будут другие артисты".
- Поклонники вам не слишком досаждают?
- Мои поклонники скромные, интеллигентные, меня это радует. Дарят цветы, стихи. Но если говорить о петербургских, то ведь большую часть времени меня нет в городе. В целом же получается, что спектаклей двадцать в месяц играю. Бывает такая усталость, когда сутки сидишь дома, никуда не выходишь, никому не звонишь - трудно даже по телефону разговаривать.
На экране недостатки увеличиваются в десятки раз
- В кино вам везет - не раз приглашали Прошкин, Месхиев, Рогожкин.
- С Рогожкиным первый раз встретились благодаря Вите Бычкову, он привел меня на "Особенности национальной охоты". У меня там небольшой эпизод, но картина стала очень популярной, получила множество призов, запомнилась.
- Я и эту вашу небольшую роль очень хорошо помню - одна из доярок на ферме, куда Кузьмич приводит финского писателя, которого играет Вилле Хаапассало. А ведь вторую доярку играла его жена?
- Да, и ее все время тошнило от запахов коровника, для нее непривычных. А мне не впервой, уже снималась в деревне.
- Вы играете женщин из народа, не надоело, что режиссеры чаще всего используют вашу фактуру, а не дают роли "на сопротивление"?
- Я ко всему отношусь как к работе. Мне кажется, одинаковых героев не бывает, как и одинаковых людей, характеров. Фактура - одно, а образ - другое. Я же не портреты рисую, а играю, а что там внутри - это зависит от меня, от режиссера, сценариста. Есть внешний облик, а есть внутреннее содержание, его найти гораздо сложнее, оно наживается кровью и потом. Рогожкин и Месхиев никогда не предлагают одноплановых ролей, они любят в каждом фильме удивлять чем-то новым.
- А правда, что в картине "Ревизор", где Городничего играет Никита Михалков, его дочь Марью Антоновну должны были играть вы? Сыграла-то дочь Михалкова.
- Меня приглашали, были пробы, но не сложилось. Это нормально, потому что сегодня режиссеру понравился один актер, завтра - другой, даже в середине съемок актеров меняют.
- Не возникают ли после таких историй комплексы?
- Комплексов нет, потому что вот сейчас благополучный период, я за работой не гоняюсь, скорее убегаю. Из всех ситуаций надо извлекать пользу. И ведь кроме работы есть другая жизнь - родные, друзья.
- Нравитесь ли вы себе на экране?
- Первое время было непривычно, и не нравилась, потому что на экране все увеличивается в десятки раз, кажешься себе каким-то слоном или бегемотом, потом привыкаешь (смеется). На телевидении картинка меньше, поэтому не так шокирует.
- Стараетесь ли вы худеть?
- Раньше было такое желание, но многие люди говорили, что полнота мне к лицу, и я успокоилась.
- Где одеваетесь?
- Я сама люблю шить, и у портнихи одеваюсь. В магазины попадаю редко, набегом. Или вот снимали в Москве прямо в магазине финской одежды, смотрю, вроде вещи неплохие, продавщицы предлагают: "Купите у нас что-нибудь", и действительно, прямо на рабочем месте купила костюмчик, кофточку.
В актерской жизни все зависит от удачи
- Решили ли вы, наконец, квартирный вопрос?
- Лет десять маялась на съемных квартирах, но сейчас все сложилось, у меня отдельная квартира. Родственники помогли купить.
- Ну а вы, наверное, помогаете маме?
- Да, она пенсионерка, живет в Одессе. Я ей помогаю материально, а она, когда приезжает, помогает мне в быту, у меня-то на это времени нет совершенно. Мама присылает свежие овощи и фрукты - у нас дача в Одессе, маленький домик на берегу лимана. У мамы там огород и сад, вишня, черешня, виноград - все свое. Обычно я к ней приезжаю дней на пять, на недельку - больше отпуск не получается. Купаюсь, загораю, не крашусь, не наряжаюсь - только отдыхаю. Ну, а когда мама здесь - приходит на спектакли. Она благодарный зритель, ей все нравится.
- А вы своей актерской судьбой довольны?
- Когда есть востребованность - это самое главное. В нашей актерской жизни все зависит от удачи, от того, как ты сыграл даже в небольшом эпизоде. Происходит какой-то счастливый поворот, и тебя начинают расхватывать направо и налево.