То, что многие дома в центре города ремонтируются, видят все. Конечно, приятно вместо драных фасадов увидеть череду умытых и оштукатуренных зданий с новыми крышами и целыми балконами. И даже с воротами. Ведь ворота всегда были неотъемлемой частью дома, и даже еще в 50-е годы они запирались, чтобы посторонние по дворам не шастали. Но во времена Хрущева с воротами стали бороться: с одной стороны, строителям коммунизма не от кого было запираться, с другой - стране был нужен металл, поэтому "малоценные экземпляры", как писалось в документах, снимали для переплавки. Дворы стали беззащитными.
Ворота сделали ноги
Если пройти по Большой Конюшенной улице, то после суеты ее участка между Невским и Волынским переулком благообразные жилые дома начала улицы (она начинается от Конюшенной площади) выглядят вполне прилично, но не вылизанно, как на Малой Конюшенной, помпезной и неуютной, абсолютно мертвой улице.
Дело здесь за малым. А именно - за воротами. Заглядывая в каждую подворотню, нетрудно догадаться, что в исторические времена здесь стояли какие-то другие ворота. Вероятно, куда красивее и прочнее, чем те убогие загородки, в которые гордо вделаны кодовые замки. Раньше ворота были коваными - есть здания, где они сохранились в первозданном виде. Увы, эти дома не числятся памятниками архитектуры, поэтому, вероятно, местные власти решили, что и с их воротами можно устраивать все, что угодно.
За последнее время пропали все старые ворота! Новые грубо сделаны из плохого дешевого металла, тонкого, способного легко гнуться, они уродливые, с многочисленными следами неаккуратной сварки. Согнуть прутья старых ворот было не под силу человеку, новые прутья можно завязать узлом, не говоря уже о том, что мусоровоз может их расплющить за один присест. Местный муниципальный совет уверен, что жильцы должны благодарить власти за то, что есть хоть какие-то ворота. Но возникает вопрос: куда девались старые? Так ли уж они были плохи? Чьи угодья они теперь украшают? Ответ напрашивается однозначно: ворота украдены для какого-нибудь богатого коттеджа, хозяин которого платит ворам, но не хочет заплатить кузнецам, чтобы ему сковали новую красивую вещь. Как можно незаметно и безнаказанно спереть огромные чугунные створки на оживленной улице? Ответ тоже напрашивается: если контролирующим органам либо наплевать, либо им дали взятку.
Разнобой на фасаде
Жильцы дома N 5 по Большой Конюшенной на свои деньги отдали на реставрацию исторические ворота. Работа неспешная, но она была сделана. Как вдруг, никого не спросясь, прибегают местные муниципалы и водружают в подворотне очередное творение, украшенное между прутьями еще и обыкновенной арматурой. Трудно сказать, кому приятно было получить такой "подарок", но дарители недоумевают: они ворота поставили, а жильцы опять ругаются, бараны этакие. Просьба жильцов не ставить новодела давно уже стерлась из памяти маленьких чиновников.
В доме N 9 вообще беда: вместо изящных деревянных ворот (о них напоминает однотипная дверь в подъезд) поставлен какой-то кошмар - выкрашенный шаровой краской муляж ворот, который полностью закрывает подворотню и издали выглядит бельмом. Бельмо это появилось лет пять тому назад при загадочных уже обстоятельствах: кому-то сильно приглянулись деревянные ворота, и они в одночасье пропали. Поскольку "Леноблпотребсоюз", занимающий здание, отказывался жить без ворот, поставили то, что подешевле.
Такое ощущение, что районному архитектору Центрального района просто недосуг пройтись по одной из самых посещаемых городских улиц и взглянуть на нее пристально. Тогда бы не только ворота стали видны. Только слепой не может заметить 14 совершенно разных входов и крылечек на длинном, но все-таки одном доме - N 2. Полнейший разнобой в оформлении входов в магазинчики и фирмочки говорит только о том, что каждое последующее крыльцо если и согласовывалось с районным архитектором, то очень формально. Представьте себе женщину, которая правый глаз подвела синим карандашом, левый - зеленым, правую бровь выщипала, левую покрасила хной, в одно ухо вдела сережку с камешком, в другое - кость, как у туземцев, полголовы покрыла лаком, а другую половину заплела в косички. Дико? Но примерно так же выглядит и историческое здание, в котором нарублено входов-выходов там, где их не планировалось, и все они диссонируют друг с другом.
Нынче люди таковы: унеси что с чужого двора - вором назовут.
Русская пословица
Смотрите также:
- Александр Флоренский: «Современная архитектура вовсе не чудовищна» →
- Петербург. Мусоровоз не въедет ни в какие ворота →
- Найди себе руину →