В ученье опасно, как в бою

   
   

Он был виноват уж тем, что не был русским: 13 октября в небольшом сквере на пересечении улиц Рентгена и Льва Толстого был убит студент Политехнического университета Ву Ань Туан, приехавший учиться в наш город из Ханоя. В последний день своей жизни парень отправился поздравить с днем рождения своего приятеля, тоже вьетнамца, студента Медицинского университета им. Павлова. На обратной дороге из общежития Туана встретила группа коротко стриженых молодых парней в черном (около 15 человек). Студент пытался убежать, но его нагнали, повалили на землю, несколько раз ударили ножами и разбежались. Вьетнамец умер еще до приезда врачей. Вот такая история. Типичная, к сожалению, для нашего города.

Приехали учиться

Утро 14 октября. Всю ночь, до десяти утра, у Медуниверситета шел митинг иностранных студентов, потрясенных случившимся. На наспех сооруженных плакатах-растяжках написано: "Приехали учиться, уезжаем в гробах", "Туан, мы тебя не забудем!", "Мы только хотим учиться, за что нас убивают?" Впрочем, ответ на последний вопрос ясен всем - за другой цвет кожи, другой разрез глаз: Разошлись студенты только после визита к митингующим начальника ГУВД Ваничкина и вице-губернатора Виролайнена, пообещавших иностранцам в самое ближайшее время принять меры.

В самом университете та же обстановка, что и всегда. Девушки прихорашиваются перед зеркалами, парни обсуждают вчерашний футбольный матч. Многие студенты даже не знают, что произошло вчера вечером. А узнав, не очень-то удивляются.

Преподаватели же все знают, но комментируют случившееся неохотно. Одни говорят, мол, мы-то здесь при чем, погибший - студент другого вуза, у нас оказался случайно. В деканате "международного" факультета сетуют, что ректор в отпуске, и.о. ректора сейчас отсутствует, а любые комментарии можно сделать только после его "разрешения":

- А вдруг мы что-то не то скажем?

Впрочем, другие, не представляясь, говорят, что проблема, конечно, существует, и существует уже давно, что мимо вуза в позднее время просто страшно ходить.

- У нас ведь как повелось? Спасение иностранных студентов - дело рук самих иностранных студентов, - рассказывает одна преподавательница. - Им просто говорят: не ходите по одному, держитесь вместе - вот и все меры. А скинхедов здесь и раньше видели. Мы как-то вечером с коллегой вышли из института, и вдруг он закричал: "А ну убирайтесь отсюда, я сейчас милицию вызову!", схватил меня под руку, и мы побежали обратно. Я даже не поняла, что случилось, а потом смотрю - там стоит группа молодых людей, бритоголовых.

В ночь после убийства милиция задержала более десяти человек, подозреваемых в причастности к убийству. Большинство из них вскоре отпустили. На момент подписания номера обвинение никому не предъявлено.

Уезжают в гробах

В течение двух следующих дней в Питере прошло еще несколько крупномасштабных митингов иностранных студентов. Сначала у Политехнического университета, потом у Смольного, потом человек двести с плакатами, свечками и фотографиями Ву Ань Туана прошли по Невскому проспекту. Убийство вьетнамца стало для многих из них последней каплей, переполнившей чашу терпения.

А в пятницу в Смольном прошло экстренное совещание ректоров вузов, в которых обучаются иностранцы. Пожалуй, единственным реальным результатом совещания стала "горячая линия": теперь иностранные студенты могут сообщить о криминальных инцидентах и проконсультироваться по телефону 102-21-81. А остальное - все те же общие слова: "усилить контроль за безопасностью общежитий", "наладить диалог между правоохранительными органами и студентами", "такие события сказываются на имидже города" и т. д.

Между тем многие связывают "показательное" убийство Ву Ань Туана с процессами по "делам скинхедов", начавшимися на прошлой неделе в Петербурге. Один из них - по делу об убийстве шестилетней девочки-цыганки на платформе станции Дачное, другой - по делу группировки "Шульц 88". Нечто похожее произошло недавно в Воронеже: практически сразу же после вынесения приговоров скинам, убившим студента из Гвинеи, их соратники избили гражданина Кении. А убийство восьмилетней таджички Хуршеды Султоновой в феврале этого года опять же совпало с "делом Шульца": в те дни суд не выпустил под подписку о невыезде одного из фигурантов дела.

: В понедельник прах Ву Ань Туана был отправлен на родину. В город Ханой, куда парень когда-то мечтал вернуться и строить дома, выучившись на инженера в России.

Смотрите также: