Примерное время чтения: 6 минут
124

Дожить до сессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 21/09/2005

В ночь на 14 сентября в Елизаветинской больнице умер студент Лесотехнической академии Роланд Эпасака, приехавший учиться в Питер из Конго. Врачи ничего не смогли сделать: ранения, которые получил африканец тремя днями раньше, оказались несовместимыми с жизнью. Совместим ли наш город с жизнью и благополучным пребыванием в нем иностранцев?

И снова "бытовая" почва

Кто и за что убил третьекурсника, пока не выяснено. Буквально на следующий день после смерти конголезца начальник Криминальной милиции ГУВД Петербурга и области Владислав Пиотровский заявил, что подозреваемые задержаны, а преступление раскрыто, и в нем не прослеживается никакой "расовой" составляющей. Дело, по словам Пиотровского, в том, что Эпасака общался с самым отвратительным контингентом района, в котором снимал квартиру. В общем, "бытовуха". Правда, в тот же день представитель горпрокуратуры фактически опроверг заявление Пиотровского, сказав, что никто не задержан и дело не раскрыто. То ли генерал поторопился, то ли прокуратура подстраховалась, неясно.

Между тем, живущие в Петербурге африканцы отнеслись к словам милицейского начальника весьма скептически, хотя у них нет четких данных, кто убил их соотечественника. И их можно понять. Во-первых, милиция обыкновенно до последнего не видит "национальную" почву в преступлениях в отношении иностранцев. Даже когда это совершенно очевидно (скажем, когда убили торговца арбузами - маршируя, скандируя нацистские лозунги и снимая расправу на видеокамеру). А во-вторых, потому, что на людей с другим цветом кожи в Питере нападают регулярно. По словам главы организации "Африканское единство" Алиу Тункара, самое малое - каждую неделю. И когда умер Роланд, собравшиеся у "Лесопилки" африканцы рассказывали: "Меня избили два дня назад", "Меня - неделю назад":

Кто бьет? Говорят, подростки. При этом не делают попытки ограбить. Скинхеды это или нет, африканцы не знают, а нападавшие им не докладывают. Но за что в подавляющем большинстве инцидентов бьют, знают точно - за другой цвет кожи.

В курсе ли этой ситуации правоохранительные органы? В курсе. Но у властей и людей в погонах сформировалась удивительная и в то же время очень удобная позиция: если подростки, избивающие приезжих из Африки или Азии, не числятся в состоящих на учете у правоохранителей экстремистских группировках или не сознаются в этом, значит, ни о каких экстремизме и ксенофобии не может идти и речи. Конечно, это не так. Впрочем, ксенофобия - это не только самые тяжкие ее проявления - избиения и убийства. Ксенофобия в бытовой своей форме проникла в сознание, может быть, и немногочисленной, но активной части населения и находит свое отражение в хамстве, в оскорблениях, в насмешках и косых взглядах. То, что в последнее время в городе стало мрачной повседневностью.

Сам виноват?

15 сентября в Законодательном собрании земляки Роланда встретились с представителями ГУВД и городскими парламентариями. По словам Тункара, во всех их выступлениях сквозило одно: "Сами виноваты". Первым делом студентам раздраженно посоветовали не снимать квартиры, а жить в общежитиях. Другими словами, извините, ребята, мы ничего сделать не можем, по нашему городу ходить опасно, так что не шастайте тут, курсируйте между вузом и общежитием, авось и не тронут.

- Чувствовалось, что разговор с нами их тяготил, что они уязвлены и пытаются переложить вину на нас, - сетует Тункара. - Никакого диалога не получилось. В данной ситуации многих из нас это поразило.

Кстати, тот же мотив (сами виноваты) подхватили и некоторые СМИ. В одном из выпусков новостей корреспондентка сообщила, что погибший студент был троечником. А потом добавила, что конголезца в Питере уже избивали, но уголовное дело возбуждено не было - в крови африканца тогда был обнаружен алкоголь (оказывается, если преступление совершено против подвыпившего, милиция может не беспокоиться).

Сразу же после визита в ЗАКС африканцы направились к Смольному. К ним спустился зампред комитета по науке Андрей Максимов. Чиновник выразил соболезнования, напомнил о "бытовой" почве преступления и попросил собравшихся разойтись.

- Что, по-вашему, могут сделать власти, что вы ждете от них? - спрашиваю Алиу.

- (Долгая пауза) Даже не знаю: Наверное, ничего, - печально усмехается он.

Имидж превыше всего

Недавно наша газета рассказывала об ограблениях иностранных туристов. На первый взгляд, совсем другая проблема. Но схожесть, помимо того, что жертвами становятся иностранцы, еще и в том, что речь идет о самых серьезных ударах по городу. Сколько говорится о туристическом потенциале Петербурга - а приезжих нещадно обворовывают. Сколько говорится о научном - а иностранные студенты постоянно рискуют здоровьем и жизнью. Для одних - туристы и студенты, для других - "терпилы" и враги нации.

Но в ситуациях с туристами и со студентами власти и стражи порядка упорно не желают видеть очевидное и хотя бы признать наличие проблем. Едва ли можно предположить, что делается это из сочувствия преступникам. Просто таким вот странным образом защищается имидж Петербурга (если кто не помнит, города европейского и цивилизованного). Между тем, не признав проблем, невозможно решить их. Они не рассосутся, не исчезнут сами собой, а наоборот, примут совсем уж угрожающие формы. И никакие совещания с силовиками и заседания Совета ректоров (которые у нас по традиции проходят, лишь когда что-то уже случилось) здесь не помогут. Необходима планомерная и кропотливая работа в этом направлении. Готовы ли к ней чиновники и стражи порядка?

В противном случае на первые места, опередив научный, культурный и туристический потенциалы, выйдут другие - неонацистский и криминальный. И тогда властям города, лидирующего по количеству обучающихся в здешних вузах иностранных студентов, останется лишь честно сказать: не приезжайте сюда, если вам дорога жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах