Слом по живому

   
   

Уже неделю в жилой дом на Крестовском острове каждый день приходят рабочие и готовят здание к сносу. Выламывают окна, двери, собираются разбирать кровлю. Все это время в доме живут люди. Их не успели расселить. Но дом номер 43 по Морскому проспекту уже сносят. Вместе с жильцами.

С ломом наперевес

Сквозь выломанные окна на первом этаже видна кухня. На стене играет радио. На бельевой веревке, протянутой через кухню, сохнет шерстяная шапочка. На полке стоят чашки и чайник. Часть мебели не вывезена. По квартире гуляет ветер. Хозяев нет. Соседи говорят, что им уже выдали ордер на новую квартиру. Они переехали, но вещи забрать не успели. У пожилых людей денег ни на грузчиков, ни на грузовой фургон не нашлось. Потихоньку своими силами они пытались на легковушке перевезти самое ценное. Но пока их не было, квартиру вскрыли и подготовили к сносу.

Вдоль дома идет бригада рабочих, вооруженных ломами и электропилой. Пытаюсь с ними заговорить. "Мы комментариев не даем", - бросает бригадир, и рабочие скрываются в подъезде.

В соседней квартире окна еще целы. В комнате сидит пожилая женщина и плачет. Татьяна Васильевна - ветеран войны. Имеет ордена и медали. Татьяна Васильевна плачет, потому что ей страшно. С верхних этажей рабочие начали сбрасывать рамы и двери. Они с грохотом падают ей под окно. Летят осколки стекла. Куча обломков достигла уже уровня подоконника.

Отопления в доме нет. Его и не собирались включать, поскольку дом должны снести. Теперь, когда соседняя квартира разгромлена, а внутренняя перегородка превратилась в наружную стену, у Татьяны Васильевны станет еще холоднее. Не поможет ни газ, который никто из оставшихся в доме жильцов не выключает ни днем ни ночью, ни электрическая батарея. "Когда мы воевали, то были патриотами, а зря, - говорит она сквозь слезы. - Теперь вот как ко мне власть относится".

Ждите ответа

Этот дом признан аварийным уже несколько десятков лет назад. Но расселять его начали только в этом году. Большинство жильцов успели съехать. Но часть из них так и не получила новые квартиры. Всего в сносимом доме живет сегодня около 20 семей. Хотя какая это жизнь, когда у тебя над головой разбирают крышу, грозят отключить воду, газ и электричество? И деваться тебе некуда.

"Еще летом в администрации Петроградского района нам предложили вариант переезда, и мы согласились, - говорит Татьяна Игоревна Булова. - Но ордера до сих пор так и не получили. Каждую неделю звоним чиновникам, а нам отвечают: "Подождите, документы еще не готовы". Потом предложили переехать без ордера, но мы отказались. Ведь так можно совсем без жилья остаться. Сейчас у меня живет дочь с трехмесячным ребенком. Боимся, что, пока я на работе, квартиру вскроют и все вынесут. В некоторых квартирах такие попытки уже были. Отопления нет, часто отключают электричество, в квартире холодно, мы все простуженные. А сколько это издевательство еще будет продолжаться, никто не знает".

Суд да дело

Абсурдность этой и без того дикой ситуации усугубляется тем, что часть жильцов в данный момент судится с администрацией Петроградского района. И суд готов встать на сторону жильцов. "Мне предложили переехать в комнату в коммуналке, - говорит Наталья Филиппова, - но я отказалась, потому что это противозаконно. Вместе с еще несколькими жильцами, несогласными с предложенными вариантами расселения, мы подали на администрацию в суд. Первые слушания состоялись в начале октября, судья запросила у администрации района дополнительные документы и назначила новые слушания на 21 декабря. А в неофициальной беседе после заседания судья прямо сказала представителю администрации, что дает им время договориться с нами по-человечески. Как они договариваются, вы сами видите".

Когда на прошлой неделе бригада рабочих впервые пришла крушить дом, жильцы вызвали милицию. Приехал наряд, попросил у бригадира документы, разрешающие проведение работ. Таковых не оказалось, и рабочим пришлось уйти. Но на следующий день они опять вернулись. Видимо, договорились с органами правопорядка. Потому что, когда жильцы снова вызвали милицию, приехал уже другой наряд и, не стесняясь в выражениях, объяснил людям, что их все равно скоро выкинут из квартир на улицу. Теперь жильцы ждут, когда к дому подгонят бульдозеры, а их силком выдворят в маневренный фонд или коммуналки, объявив, что дом вот-вот обвалится и для их собственной безопасности им срочно надо съехать. Еще бы дом не рухнул, когда его методично ломают!

Очевидно, что инвесторам не терпится освоить лакомый кусочек земли напротив Приморского парка. На месте сносимого дома должен появиться элитный жилой комплекс. В свою очередь, районной администрации недосуг вовремя подготовить ордера и разобраться в требованиях жильцов. Проще обвинить их в том, что ради лишних метров в новой квартире они обзавелись фиктивными семьями или временно развелись. В общем, мешают эти люди планам элитной застройки Крестовского острова. Лишние они. А с лишними людьми что церемониться? Снести дом, в котором они живут, да и делу конец.

Смотрите также: