Не зря Петербург называют "политическим локомотивом России". Как выясняется, год назад, 5 октября 2003 года, здесь впервые была "обкатана" будущая модель российской демократии. Владимир Путин представил своего кандидата в губернаторы, избиратели "утвердили" выбор президента. Если бы победу одержала не Валентина Матвиенко, а Анна Маркова, можно не сомневаться: в списке на замену глав регионов Санкт-Петербург сегодня числился бы под N 1.
Для страны
Значение питерских выборов для Кремля трудно переоценить. Губернатор-ская кампания в северной столице показала: если представлять кандидатуру на утверждение всему народу, народ не обязательно решит "задрав штаны, бежать за комсомолом". Даже в городе, где президента считают своим, дело дошло до второго тура. Хотя осенью 2003-го рейтинг Владимира Путина был не чета нынешнему: Россия еще не выучила словосочетание "монетизация льгот" и не научилась отыскивать город Беслан на географических картах.
У демократии нового уровня обнаружился и чисто технический изъян. Указать избирателю, на ком лежит благоволение, и соблюсти правила игры оказалось невозможно. Стоило Владимиру Путину августовским утром принять Валентину Матвиенко в Кремле, как президента буквально засыпали упреками в нарушении избирательного закона, запрещающего государственным чиновникам категории "А" участвовать в агитации за того или иного кандидата. Еще один раз - на съезде "Единой России" - президент повторил тот же эффектный ход. Но, как гласит древняя китайская мудрость, "если чем-либо острым все время пользоваться, оно не сможет долго сохранять свою остроту".
Наконец, протаскивание кандидатов через всеобщие выборы потребовало слишком больших усилий административного характера и чрезмерных расходов. С Законодательными собраниями регионов вопрос решить будет проще и наверняка дешевле. Их, на крайний случай, можно и распустить. А вот другой народ взять просто неоткуда.
Для города
На фоне происходящего в России сегодня прошлогодние стенания противников Валентины Матвиенко - знаменитой "Петербургской линии" - представляются криками из детской песочницы. Неудивительно, что верность себе сохраняет сегодня лишь наиболее сознательная часть "ПЛ". Которая не проигрывала выборы, потому что - на самом деле - не в них и участвовала. А просто боролась за свои идеалы.
Но главный козырь сторонников Матвиенко - "ей Путин денег точно даст" - оппозиции крыть по-прежнему нечем. Деньги идут, пусть и не всегда в испрошенном объеме (на Западный скоростной диаметр, к примеру, Смольный просил 3-4 миллиарда, а получит, даст Бог, в 2005-м в 10 раз меньше - 300-400 млн). Еще один ресурс - связи Валентины Матвиенко в федеральном правительстве - тоже приходилось задействовать не раз. Вряд ли Анна Маркова смогла бы "завернуть" уже готовое постановление правительства Касьянова о передаче авиакомпании "Пулково" в состав московской ГТК "Россия" со всеми потрохами, включая питерский аэропорт (подробнее см. "АиФ-Петербург" за 11 февраля 2004 г.). Или за одну поездку в Москву добиться, чтобы на строительство дамбы вместо 150 млн рублей, отведенных Думой, федеральный центр отправил требующиеся на 2004 год 600 млн.
Что из двух живых кандидатов Петербург год назад выбрал лучшего, поняли все. Другое дело, что наряду с выполненными предвыборными обещаниями (такими, как введение доплат к пенсиям и зарплатам бюджетников, или принятие градостроительного регламента) за Валентиной Матвиенко тянется немало "хвостов". Уплотнительная застройка не прекратилась, а вышла на новый уровень. Цены на услуги ЖКХ выросли за минувший год почти на 50%, как при Яковлеве, а уровень обслуживания остался неизменным, "советским". Задуманная Смольным реформа общественного транспорта - с ликвидацией мелких перевозчиков, исчезновением многих коммерческих марщрутов и общим подорожанием проезда - тоже далека от предвыборных сценариев.
Для себя
В чем нового губернатора обвинить трудно, так это в окучивании "собственной делянки". Никакие преференции банка "Санкт-Петербург", где работает сын Матвиенко, не идут в сравнение с тем, что творилось в городе при прежнем губернаторе (и с большой вероятностью продолжало бы твориться в случае избрания Марковой). В Смольном, по словам одного из членов правительства, "не проходит дня, чтобы не отменялись какие-то распоряжения Владимира Яковлева или их отдельные пункты".
Валентине Матвиенко - и это подтверждают даже противники - для себя лично ничего не нужно. Чего не скажешь про всех ее подчиненных. Но себя лично хозяйка Смольного поставила в очень жесткие рамки. В придачу к властным аксессуарам она получила рабочую неделю из 6 дней (в субботу Матвиенко устраивает объезды по городу) и сутки с 6 часами сна максимум. Кто близко ее знает, говорят в один голос: губернатор искренне верит в то, что делает. И надеется к 2007-му сдать "под ключ" совсем не тот Петербург, каким приняла его в октябре 2003-го.
Лозунги прежнего и нынешнего губернатора удивительным образом дополнили друг друга. Северную столицу нужно превратить в "город с европейскими стандартами жизни". А, значит, опять "впереди большая работа".
Смотрите также:
- Губернатору дали новый срок. Но он хочет еще и гарантий →
- Полпредству поменяют пол? →
- Город сдан досрочно →