C 12 по 22 мая в нашем городе гастролирует Московский драматический театр под руководством Армена ДЖИГАРХАНЯНА.
- Армен Борисович, каковы ваши критерии в отборе спектаклей?
- Ну, с учетом того, что наступает лето, надо, чтобы было немножко смешного, немножко грустного. Чтобы был Чехов, и современная комедия "Сюда еще бы пару мужиков", классическая "Женитьба Фигаро", а если и Гоголь с "Ревизором" - вообще потрясающе. Мы привезли спектакли, которые любим, в которых играют ведущие артисты. Выступления в Петербурге - всегда проверка, на правильном ли пути театр. Петербург - это моя любовь, в советское время каждый год приезжал сюда на гастроли. То, что теперь редко езжу - для меня потеря. Будем стараться сыграть лучше всех!
- Театру почти десять лет, и в начале в нем было немало ваших учеников. А сейчас?
- Если вы спрашиваете о тех, кто у меня учился в институте, то - ни одного. Проблема учеников в творчестве, особенно актерском, очень сомнительная. На мой взгляд, учеников нет. Есть подражатели, что плохо, есть антиподы - тоже ничего хорошего. Что такое ученик? Это порядочный человек, который не говорит мне: "Дед, иди, тебе давно уже не надо играть".
- Мы вас увидим хоть в одном спектакле?
- Нет. Я не выхожу на сцену из-за здоровья. Брак нельзя давать, не хочу, чтобы снисходительно поясняли: "Он тихо говорит, потому что чувствует себя неважно".
- Но, став художественным руководителем, взвалили на себя огромную нагрузку?
- Да, порой жалею, потому что для меня самое страшное слово - руководить. Не подумайте, что кокетничаю, но в принципе я - клоун, считаю, что в жизни надо дурачиться, а приходится принимать "судьбоносные" решения. Я собрал вокруг себя молодых режиссеров и актеров, чтобы мы вместе думали, но все равно часто вспоминаю слова Маркеса, что человек страшно одинок, когда ему надо принимать решение.
- Но ведь благодаря вашему авторитету театр не только существует, но и получил новое помещение.
- У нас один бог - Лужков, если бы не он, не знаю, как бы жили театры. Ну, конечно, я осознаю, что театр во многом обязан моему авторитету. Приходится и с пожарными договариваться, и - чтобы рубероид привезли (смеется). Финансовые вопросы тоже приходится решать самому - брать бумажки в руки и ползти по банкам, олигархам, правительствам.
- Москва считается столицей "новой драмы", но у вас в репертуаре я ее не заметила.
- К сожалению, большинство произведений не окрашено одаренностью. Их создатели - выскажусь грубо - наглые. Если в любви объясняется человек, извините, с голой попой - это не ново. Ну, пощекочем нервы зрителям, а потом выяснится, что все равно библейские истины, человеческие взаимоотношения - самое интересное.
- Охотно ли вы отпускаете своих актеров сниматься?
- Да. Я их не призываю к этому, но если они хотят: Правда, вспоминаю слова Гончарова: "Вы поснимайтесь-поснимайтесь, а потом возвращайтесь в театр зализывать раны".
- Вы и сами только что сыграли Сталина в сериале "Звезда эпохи".
- Сыграл, потому что понял, что мы с Юрием Карой смотрим в одну сторону. Например, не считаем проблемой "похож-не похож". Это искусство, а не документалистика, и чем дальше уйдем от похожести, тем больше это станет искусством.
- И все-таки, вы похожи.
- Ну, китель похож, можно сказать, что и усы.
- Сейчас снимаетесь?
- Пока не зовут, говорят, ты дорого стоишь, а я не хочу продешевить (смеется).
Смотрите также:
- "МЫ - ЛЕВЫЕ!" - говорит основатель и руководитель театра "Дерево" Антон Адасинский →
- Шарнирный человек. Сергей Мигицко о позитиве, танцах и… климате →
- Режиссер Андрей Щербан: «Чехов достиг популярности Шекспира» →