Вершки и корешки

   
   

Мы не раз писали о варварах, которые пускают под топор и так хилые "зеленые легкие" Петербурга. Но ни разу не поднимали тему: отчего же эти "легкие" действительно такие хилые?

Взрослые деревья болеют, саженцы не приживаются, газоны лысеют, цветы чахнут. Взять памятный пример: который год сажают липки перед Гостиным двором, но каждое новое поколение несчастных липок выдерживает ровно год. И не только в том дело, что у нас пытаются сажать южные деревца - последние родом из Италии, просто их доращивали в Польше. Дело в почве.

Беспочвенные заявления

Прокомментировать сложившуюся в городе ситуацию с почвами и зелеными насаждениями взялся старший научный сотрудник НИИ лесного хозяйства, почвовед-агрохимик Николай Кобрин. Он уверен, что все дело в том, что садово-парковые работники - вольно или невольно - совершенно не учитывают качество почв, на которых они выращивают городскую зелень. Ведь именно из почвы все растения питаются - это должно быть известно каждому ребенку после курса природоведения в четвертом классе.

- Видел я, как сажали последний раз липки у Гостиного. Деревца упакованы - придраться не к чему, ну все ж Европа, но корни мощные, а рабочий ма-а-аленькую такую ямку копает. Я говорю: "Да как же вы туда такое дерево всунете?" А мне говорят: "Всунем как-нибудь. На большие ямы у нас сил нет". И сыплет что-то в землю. Спрашиваю: "Что сыплете?" Отвечают: "Известь". На глаз, сколько рука захватит.

Вместо того чтобы улучшать почвы, у нас их традиционно ухудшают. Главный садовник Елагиноостровского парка Андрей Метс десятилетиями до хрипоты объясняет: не надо под деревьями выскребать прошлогодние листья, ведь листья и другие растительные остатки образуют верхний плодородный слой всякой почвы. У Метса даже есть накопитель почвы - не очень большая площадка, где он готовит перегной для парковых посадок. Когда-то такие площадки были в каждом садово-парковом хозяйстве. Теперь предпочитают покупать готовый грунт, который далеко не всегда оказывается хорошим.

- А у нас город заполонен очень некачественными почвогрунтами. Была такая фирма "Финторг Агро", она в прошлом году просто завалила наших озеленителей кислым торфом с гранитной крошкой из Гавриловского карьера. Когда продавцов призывали к ответу, фирма просто меняла свое название: "Хаффер Раккенус", "Хаффер Агро", еще несколько вариантов. Понятно, что расти на такой почве никакое культурное растение не может. А вот еще был случай. К 300-летию Петербурга срочно доделывали Александровский парк на Петроградской. Привезли туда грунт, а озеленители забеспокоились: какой-то он не такой. Позвали меня. Я ведь в своей лаборатории почвоведения и гидролесомелиорации делаю анализы по множеству показателей. Но даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять: это не плодородная почва и даже не земля. Это оказалась сажа с отвалов Кировской ТЭЦ. Я дал рекомендации, как это безобразие исправить, - я всегда пытаюсь найти выход из положения, - но предсказывал гибель газонов. Каков результат? Посмотрите сами, на что они похожи. Они такие лысые, будто там пасли овец.

Спецы по закапыванию денег

Казалось бы, грамотные специалисты могли бы исправить даже промахи поставщиков. Ан нет. Дальше все только усугубляется. Люди с высшим лесотехническим образованием спокойно наблюдают, как рабочие щедрой рукой сыплют известь и удобрения, совершенно не думая, надо это растению или не надо. Ведь мониторинг агрохимических свойств почв в нашем городе не проводится. У нас в буквальном смысле закапывают деньги в землю. Вместо того чтобы жить без "ремонта" 8-9 лет, парк, сквер или газон полностью переделывается раз в три года, а то и каждый год! Конечно, на такие труды никаких денег не хватит.

- Помню, было совещание по поводу сноса лип на Московском проспекте. Мол, если они там болеют, надо их повыдергать да проспект в асфальт закатать. Жители окрестных домов, конечно, в крик. А я, как ни странно, поддерживаю "корчевателей". Ну нет возможности дереву проживать в таких условиях! Вот вас посадили бы между трамвайными путями и автомобильной трассой, чтобы почти круглые сутки мимо вас ездили, дымили, трясли бы вас. Так что не надо издеваться над растениями и пытаться их выращивать там, где они не могут расти. Я недавно обследовал липы на набережной Невы в Красногвардейском районе. Они дохленькие такие. А мне говорят гордо: "Они тут уже 17 лет мучаются, а все до конца не умрут!" Чем гордиться-то? Дерево после посадки два-три года действительно неважно себя чувствует, это для них шоковый период. Но если через три года оно все никак не оправится, значит, надо сносить и на его месте сажать новое.

И ядами у нас пользоваться любят. Тресту защиты зеленых насаждений выделили карбофоса на 6 миллионов - чтобы бороться с черемуховой молью. Но выделили тогда, когда эта моль уже деток вывела и размножилась. Поэтому грамотные фитопатологи считают, что надо оздоравливать само растение, а не ядом прыскать. Хотя яд порой тоже нужен. Все к тому же юбилею надо было вывести сорняки, в изобилии обсевшие стены Петропавловской крепости. И ночью два старых профессора лазали с баллончиком гербицидов и опрыскивали эти стены. Почему ночью - потому что днем экскурсанты ходят, которых травить приказа не было.

Смотрите также: