Музыкальный оберег

   
   

Оказывается, знаменитые строки "Нам песня строить и жить помогает" вовсе не поэтическая гипербола. К такому неожиданному выводу пришел петербургский композитор Абрам Юсфин. Правда, по его мнению, "легко на сердце" бывает вовсе не от веселой песни, как считал Лебедев-Кумач, а от песни "личной". Написанием этих музыкальных произведений Абрам Григорьевич занимается последние несколько лет. Впрочем, все по порядку:

Звучащие буквы

Созданием личных песен Абрам Григорьевич занялся не случайно. Он обладает уникальным свойством, которое по-научному называется синопсией или цветным слухом. У людей, обладающих такими способностями, звук может вызывать визуальные или цветовые образы. И наоборот, визуальные или цветовые образы порождают звуковой ряд.

- Способность эта появилась у меня в детстве, но тогда я еще не понимал, что она уникальна, - рассказывает Абрам Юсфин. - "Как здорово звучит закат!", - говорил я, вызывая недоумение окружающих. Родители водили меня по врачам, пока их не успокоил знаменитый психолог Александр Лурье, объяснивший, в чем собственно дело. Он же первым предположил, что у меня могут быть музыкальные способности, ведь цветовым слухом обладали многие известные композиторы.

Предположение знаменитого доктора подтвердилось. Абрам Юсфин стал композитором. Со временем даже научился управлять своим "цветовым слухом". Однажды в руки композитора попал красивый подарочный алфавит. Разглядывая издание, Юсфин вдруг понял, что "слышит" буквы. За каждой из них оказались музыкальные фразы. Причем одной букве могло соответствовать до десяти разных мелодий, в зависимости от графики, цвета и т. д.

- В результате получился музыкальный алфавит, - продолжает Абрам Григорьевич. - Когда же я попытался складывать из него слова, на выходе стала рождаться музыка. Причем получавшиеся мелодии соответствовали смыслу слов. "Покой" был умиротворяющим, а "энергия" - весьма импульсивной.

Личная песня Путина

Произведения эти Юсфин назвал мелограммами. Сначала засомневался, вдруг только он так воспринимает получившуюся музыку. Попробовал ставить ее знакомым. Многие слышали за мелодией обозначавшее ее слово.

- А в один прекрасный день мне пришла в голову мысль, что имя тоже состоит из букв, - вспоминает Абрам Григорьевич. - Тогда я написал "личную" песню одного своего знакомого. Услышав "свое" произведение, он только и смог сказать: "Это же я!", столь полным было попадание.

В принципе, написать личную песню Абрам Юсфин может кому угодно. Для этого композитору нужно знать имя, отчество, фамилию человека. А по месту и дате его рождения можно определить, какой набор инструментов подойдет в данном случае. Скажем, тема Путина написана для виолончели с оркестром, а "музыку" Ходорковского должно исполнять трио: скрипка, виолончель, фортепиано. Кстати, Абрам Григорьевич убежден, что личная песня может многое сказать о характере самого человека.

- Когда я стал писать личные песни известных людей, то выяснилось, что в этой музыке слышны некоторые их свойства, которые внешне никак не проявляются, - говорит Абрам Григорьевич. - Скажем, Джордж Буш оказался человеком редкостной решительности. В мелодии Путина, напротив, обнаружилась некая мягкость, если угодно, даже робость. А вот написать личные песни Гитлера и Сталина мне не удалось. Как и создать мелограммы хоть на одно из бранных слов. Видимо, зло не способно порождать музыку.

Музыка победы

Еще более удивительным оказалось воздействие личной песни на человека. Выяснилось, что она заметно повышает уверенность в себе. Один из знакомых Абрама Юсфина, человек весьма робкий, должен был идти на прием к большому начальнику. Его трясло от страха, но, послушав "свою" песню, вошел в кабинет совершенно безбоязненно. А после рассказывал, что такой уверенности не чувствовал никогда в жизни.

- Однажды я написал личную песню одному бизнесмену из Белоруссии, - рассказывает Абрам Григорьевич. - Через месяц позвонила его жена и спросила: "Что вы сделали с моим мужем?!". Оказалось, что раньше этот мужчина был очень жестким человеком, даже домашние его побаивались. А обзаведшись личной песней, вдруг стал нежным и внимательным. Кстати, после этого и бизнес у него пошел еще лучше.

Как и почему эта музыка действует на человека, пусть выясняют специалисты. Абрама Григорьевича куда больше интересует ее прикладное значение. Ведь личную песню можно написать не только для отдельного индивидуума. Для семейной пары можно создать "семейную" песню, которая будет укреплять брак. Возможны варианты и для более сложных человеческих сообществ. Скажем, для коллектива какого-нибудь предприятия или целого мегаполиса. Кстати, есть у композитора личная песня Петербурга. Жаль только, пока Абрам Григорьевич даже не пытался ознакомить с нею власти города.

- Можно использовать и мелограммы, - продолжает Абрам Юсфин. - Их я написал около 300, и ни одно из этих произведений не действовало мимо. Скажем, есть у меня мелограмма "Победа", которую можно применять для подготовки спортсменов. Она должна работать весьма эффективно, ведь оказывает воздействие на бессознательном уровне.

Юсфин убежден, что личные песни могут быть очень полезны. Одно огорчает композитора: в год он может написать не более 50 таких произведений. Абрам Григорьевич даже подумывает об открытии школы для профессиональных композиторов, где бы он мог попытаться научить коллег писать подобную музыку.

Смотрите также: