В Большом театре кукол 25 октября состоится премьера спектакля "Вий" по повести Гоголя. Для театра это особое событие, потому что в репертуаре наконец-то появится постановка "для взрослых" - когда-то на такие спектакли в БТК было не попасть. Режиссером пригласили Руслана КУДАШОВА, руководителя театра "Потудань", практически все спектакли которого стали лауреатами "Золотой маски", "Золотого софита", международных фестивалей. Молодого режиссера зовут поработать в другие города, недавно в Бресте поставил "Холстомера", в Петрозаводске - "Русалочку". Вот, наконец, и в Петербурге обратили внимание на талантливого земляка.
Шанс необходимо использовать
- Руслан, не страшно было вам - экспериментатору - идти в "консервативный" театр?
- Были опасения, но я считаю, что если Бог или провидение дают тебе шанс, возможность высказаться на какую-то тему, то ты должен всеми силами постараться это сделать. Мы работаем постановочной бригадой "Потудани", но и актеры Большого театра кукол активно включились, поэтому все страхи позади.
- "Вий" выбрал театр или вы сами?
- В дирекции мы говорили о Гоголе, о цикле малороссийских повестей. Но когда я прочел "Вия", понял, что это самоценное произведение, к нему не надо ничего добавлять, его нужно только расшифровать.
- Что же удалось расшифровать?
- Подзаголовок нашего спектакля - "Хроника падения одной души". Спектакль, в основном, про невежество человеческое и духовную слепоту. Хотя повесть можно назвать русской или украинской национальной страшилкой. Почему с героем - Хомой Брутом все это произошло? Ответом, анализом и является спектакль. Мы попытались проследить путь Хомы, сплести цепь событий, и поскольку Хома из бурсы - будет маленькая вставка из "Очерков бурсы" Помяловского.
- Откровенно говоря, впервые слышу, чтобы такие задачи, как исследование души, ставил перед собой кукольный театр.
- "Вий" вполне в духе кукольного театра. Ведь что касается формального решения спектакля, то на сцене будет "живой" актер - Денис Пьянов из "Потудани", а также маски, куклы. У нас Хома Брут попадает в некую аномальную зону, в ловушку демонических сил, а то, что принадлежит неживому - предметы, куклы, маски, - это и относится к специфике кукольного театра. А уж что это за аномальная зона - сознание Хомы, его галлюцинации, внутренний мир, - решать зрителю.
- Лев Додин как-то рассказывал, что на репетициях вместе с артистами ищет ответы на главные вопросы, поставленные в пьесах, а в кукольном театре это тоже совместный процесс?
- Кукольный театр отличается от драматического тем, что режиссер должен заранее все знать и просчитывать. Это глобальная разница. Я не могу себе позволить искать ответы на площадке, хотя признаюсь, что решение финала нашлось только на сцене. Финал будет отличаться от гоголевского, в котором тьма все-таки победила.
Сделать ужас своими руками
- Старшее поколение помнит фильм "Вий", который был первым советским ужастиком. Вы его видели?
- Я его пересмотрел недавно. Неплохой для своего времени, но с тех пор все насмотрелись американских фильмов ужасов, так что больше смеешься над тем, как в советском кино все это было сделано. Но там замечательно существует Леонид Куравлев, играющий Хому.
- В кино всех впечатлила Панночка, в спектакле трудно дался этот образ?
- Панночку переделывали чуть ли не три недели, это была у нас общая болезнь: каждый день художники приносили варианты - и все не то! По материальной части "Вий" - огромный спектакль. Твердо могу сказать, что никакие художники в городе в таком ритме не работают, как наши Алевтина Торик и Андрей Запорожский. С ними я делал все спектакли "Потудани", музыкальный оформитель - Володя Бычковский, тоже из нашей команды, а вот художником по свету приглашен Глеб Фильштинский, большой мастер, с которым я встречаюсь впервые.
В аномальной зоне
- Какие же сроки вам отпустили, чтобы сделать этот новый по мысли и по форме спектакль?
- Два месяца, я никогда так долго не репетировал. Все мои спектакли выпускались практически за три недели. Это, конечно, слишком мало, но театр "Потудань" работал в таких вот условиях, практически без денег.
- "Потудань" продолжает существовать?
- Недавно мы играли "Пир во время чумы", но невозможно жить без финансовой поддержки, даже без надежды на просвет:
- В "аномальной зоне", вроде той, в которую попадает Хома Брут?
- В принципе весь кукольный театр попал в такую зону, он переживает глубокий кризис. Система изжила себя, это вчерашний день, нужно другое мышление, новое ощущение материала. Беда в том, что кукольный театр не пользуется спросом на рынке массового потребления. Ситуацию нужно взрывать.
Смотрите также:
- «Никто не вспоминает прошлые победы». Валерий Фокин о театре и юбилее →
- Аттила Береш: С оперетты нужно сдуть пыль! →
- Армен Джигарханян: "Я - клоун" →