Продолжение следует (29.11.2005)

   
   

В этом номере мы завершаем публикацию тематических полос проекта "Цвет нации: между черным и белым", реализованного на средства гранта Санкт-Петербурга и посвященного теме межнациональных конфликтов и путях их преодоления.

Осень: новый виток преступлений

В таких случаях принято подводить итоги, давать прогнозы развития ситуации. Некоторые выводы действительно напрашиваются. Летом этого года в ситуации с нападениями на иностранцев, казалось, наступил перелом - они, в отличие от других регионов страны, если не исчезли совсем, то во всяком случае стали редкостью. Но осенью стало ясно, что надежды на улучшение ситуации оказались преждевременными. Такое ощущение, что "защитники нации" просто копили силы. Убийство африканского студента Роланда Эпосака стало первым звеном в цепи нового витка преступлений на расовой почве. Спустя несколько дней избили еще одного африканца, потом одного за другим двух китайцев:

Впрочем, участников нападения на африканцев задержали. Выяснилось, что никакие они не скинхеды, а: просто любят драться с иностранцами. И милиция, по каким-то причинам мгновенно поверившая подозреваемым, радостно спешит отчитаться: нет у нас никакого фашизма, это шпана дурью мается! Естественно, нет: какой дурак скажет о "расовой" почве, если это - явно отягчающее обстоятельство? Впрочем, в крайнем случае, если действительно дурак, адвокаты подскажут: "Чистишь" родной город от инородцев? Ну и молчи об этом в тряпочку, иначе рискуешь нехилый срок схлопотать. Говори, что просто хулиганишь".

Дальше - больше. Уже после убийства ученого и антифашиста Николая Гиренко стало ясно, что "враги нации" - не только люди с другими цветом кожи и разрезом глаз, но и те, кто им помогает, защищает их, сочувствует им. Новые примеры не заставили себя ждать. 13 ноября в самом центре города, на Лиговском проспекте группа подростков в черном зверски убила студента Госуниверситета Тимура Качараву, музыканта, постоянного участника антифашистских акций. А спустя еще несколько дней опять же в центре города избили участников фестиваля "Мы - разные", посвященного Международному дню толерантности.

Что интересно, организаторы фестиваля заранее предупредили стражей порядка о возможных провокациях, но те, видимо, сочли опасения антифашистов необоснованными. А во время убийства Качаравы рядом с Московским вокзалом, в одном из самых оживленных мест города, не оказалось ни одного милиционера! (Зато как митинг оппозиции, так от правоохранителей не протолкнуться.)

В лучших традициях - тонко и деликатно

И снова власть и милиция твердят: "Не надо нагнетать", "Прорабатываются различные версии". Руководство ГУВД собирает журналистов и просит их воздержаться от поспешных оценок преступлений на национальной почве. Что ж, как порой бывает неуместной спешка, наша милиция знает на собственном опыте. Достаточно вспомнить недавние ее заявления о раскрытии наделавшего шуму убийства пешехода бейсбольной битой или о том, что с Роландом Эпосака расправились его собутыльники (ни то ни другое не подтвердилось). Да и вообще давно уже пора понять, что все беды - от журналистов да правозащитников. Так все хорошо - а им все неймется, все они нос свой везде суют, портят благостную картину, клеят на родной город ярлык "нацистской столицы", когда в других городах ситуация еще хуже.: Не иначе злые силы за ними стоят.

На прошлой неделе правительство города приняло программу воспитания патриотизма молодежи на 2006-2010 годы. На ее обсуждении речь зашла и о юных националистах. Валентина Матвиенко сказала, что скинхеды и неофашисты "требуют особенно тонкого и деликатного подхода". Вот тут губернатор точно может не волноваться: уж чего, а тонкости и деликатности в отношении "коричневых" у нас хватает с лихвой. Культурный город как-никак.

"Презумпция гениальности или человеческой низости на основании самого факта национальной принадлежности должна быть осуждена и законом, и моралью как опасная для общества, и я верю, когда-нибудь она навсегда исчезнет из человеческого обихода" - писал в одной из своих работ Николай Гиренко в 1998 году. Мы продолжаем вслед за ученым надеяться и верить, но когда это "когда-нибудь" наступит? И что должно произойти со страной на пути к этому? Ответов на эти вопросы пока нет.

Мы начали проект в марте этого года. С того времени многое изменилось - и в стране, и в мире. Тема межнациональных конфликтов и ксенофобии стала еще более актуальной и, представляется, долго еще будет таковой. Проект заканчивается, но многое, похоже, только начинается. Материалы на эту тему в нашей газете были и раньше. И, к сожалению, будут позже.

Смотрите также: