7 декабря, в День святой Екатерины, Эрмитаж по традиции отметил день рождения. И по традиции же директор музея Михаил ПИОТРОВСКИЙ подвел итоги года, по его же определению, "дал отчет святой Екатерине".
Такого бюджета еще не было
- С тех пор как мы стали публиковать наш бюджет, это стало менее интересным, - не без иронии начал отчет Михаил Борисович. - Тем не менее назову цифры: бюджет 2005 года составил 1,3 миллиарда рублей, примерно 46 миллионов долларов. Никогда еще в Эрмитаже такого бюджета не было, причем мы достигли правильного соотношения государственных субсидий и собственных заработков - государственные составляют 69%, "свои" - 31%. При таком соотношении учреждение культуры избавлено от необходимости делать зарабатывание денег главным критерием.
Эрмитажу принадлежат 9 зданий в центре города, фондохранилище в Старой Деревне, Музей фарфора, залы в Константиновском дворце, в Лондоне, Лас-Вегасе, Казани. А в Амстердаме нам уже принадлежит целое здание, на реконструкцию которого деньги выделяла Голландия. На последнем этапе парламент этой страны проголосовал за выделение 9 недостающих миллионов евро.
Завершается проект реконструкции Главного штаба. Возможно, в следующем году здесь уже начнется работа.
Наше фондохранилище в Старой Деревне - это образец музейного дела в XXI веке. Мы долго объясняли правительству, что хорошее хранение - первостепенная вещь, и в конце концов деньги на строительство дали. Теперь к нам приезжают музейщики из Финляндии, привозят своих руководителей, чтобы убедить их на нашем примере. Опытом Эрмитажа пользуются и в России.
Нужны гарантии
- Эрмитаж постоянно пополняет коллекции. Недавно мы приобрели "Голубя" Пикассо - у нас не было этого знаменитого рисунка. Как новое явление хочу назвать покупку вещей непосредственно к выставкам. Так, для выставки Александра I мы приобрели портрет его супруги Елизаветы Алексеевны кисти Боссе. Еще одна новая тенденция: появляются меценаты, которые покупают вещи для музея. В некоторых случаях мы можем им позвонить и попросить купить вещь, конечно, не очень дорогую.
Прецеденты со швейцарской фирмой "Нога", которая недавно пыталась задержать экспонаты Пушкинского музея, не могут не волновать и нас. Если от принимающих стран не будет гарантий, то мы не станем делать там выставки. К примеру, в Швейцарию не поедет Матисс. Но вот на следующей неделе к нам должна приехать из этой страны делегация, которая обещает, что они привезут такой документ, который удовлетворит правительство России. В Англии директора крупнейших музеев написали письмо министру культуры с требованием усилить работу по решению вопросов гарантий. Но пока не будет гарантий, которые нас удовлетворяют, выставки никуда не поедут.
Наш сайт в Интернете остается лучшим музейным сайтом в мире, он используется чрезвычайно активно. Вскоре в 50 кафе города будет постоянно демонстрироваться программа, посвященная Эрмитажу и новым выставкам.
От рекламы до фестиваля
- Эрмитаж столкнулся с проблемой уличной рекламы. Так, у Меншиковского дворца стояли два огромных щита, два гриба. Один по нашему требованию убрали, второй пока стоит, но обещают, что он будет использоваться для рекламы дворца. Сейчас в городе составляются списки тех мест, где не должно быть внешней рекламы. Они еще окончательно не утверждены, но это очень важный вопрос, как и использование Дворцовой площади. После пресс-конференции в гостинице "Европа", на которой организаторы кинофестиваля позволили себе разговаривать языком, не принятым в приличном обществе, проект уже вышел из сферы культуры. Люди так и не поняли, что нельзя строить шатры на Дворцовой, рядом с творениями Растрелли и Росси. Теперь все переговоры с Рудинштейном будут идти в письменном виде.
Существует регламент Дворцовой, который в определенной степени нас защищает: в нем прописан ряд ограничений, например, высота сооружений не больше 3,5 метра, они должны отстоять на 50 метров от Александровской колонны и на 10 - от зданий Эрмитажа. Разработан новый вариант регламента, но пока он ходит по комитетам. Есть еще целый набор правил для проведения массовых мероприятий, например, страхование всех третьих лиц от возможных ущербов. Мы не против фестиваля, не против торжеств, связанных с ним, но категорически против всякого строительства на Дворцовой площади.
Нашу позицию разделяют военные, которые хорошо понимают опасность строительства и скопления массы народа и с точки зрения террористической угрозы. Если помните, шах Масуд был убит взрывным устройством в кинокамере.
Фактически на площади "живут" музейщики и военные, если бы мы были ее хозяевами, давно убрали бы позорное желтое ограждение вокруг Александровской колонны и установили бы здесь пост, как это было в императорское время. И оградили бы колонну и площадь от вандалов.
Смотрите также:
- Директор Русского музея В. Гусев: лекарство от ошибок – в картинной галерее →
- Пять миллионов человек посещают музеи Петергофа каждый год →
- Зачем "передают" Летний сад? →