1547

Пять миллионов человек посещают музеи Петергофа каждый год

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 05/09/2012
 «Музей года», «Музейный Олимп» - все эти престижные звания и премии  «Петергофа» говорят не только об уровне работы  Государственного музея-заповедника, но и  его развитии.  Вот и 14 и 15 сентября фонтаны споют  «Оду Отечеству». Здесь состоится грандиозный праздник, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, где будут использованы самые современные технологии.  О том новом, что сегодня поставлено на службу императорской резиденции, рассказывает генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. 
- "АиФ-Петербург": В эти дни в Нижнем парке открыта выставка ломографии, стартуют велопробеги, дети занимаются гимнастикой, а для лучшего  финансирования создан эндаумент – целевой фонд, обеспечивающий самостоятельность.  С привычными представлениями о «собрании старины»  все это не очень укладывается…
- Музеи сейчас очень изменились, а в нашем  случае еще надо учитывать «пригородную»  специфику Петергофа. В старину его  называли  «увеселительной резиденцией»,  и это очень точно. До сих пор здесь, как нигде, сохранилось немало бытовых подробностей жизни императорской семьи. Они очень важны, не случайно сейчас в мире набирает силу движение «культурной истории». Посмотрите, все страны буквально бросились изучать быт императорских резиденций,  страсти, забавы и шалости европейских дворов.  Для нас это направление  имеет особое значение,  ведь после революции  многое  стало обезличенным, из каждого дома старались вытравить дух его хозяев. В итоге  в России и Петербурге дворцы на долгое время стали «молчащими». О судьбах их владельцев,  повседневной жизни мало что рассказывали. Люди просто смотрели на красивые здания, старинные вещи.  Мы стираем эти границы, хотим понимать, например, как жили обитатели Петергофа. Возьмем велосипед или, как он тогда назывался «костотряс» - это императорская идея. Александр II первым купил новинку, царская семья стала кататься, за ней потянулись остальные.  А вот - игры детей Николая I. Люди должны прийти и понять, как воспитывались дети человека, правившего Россией. Как он с ними занимался, готовил к власти. Может это и сегодня кому-то поможет…

Осторожно, карманники!   

- "АиФ-Петербург": Гордость заповедника – парки, однако  прошлым летом шума наделала история, когда дерево-великан «без предупреждения» рухнуло среди бела дня. Как сохранить столетние дубы, липы и в то же время гарантировать безопасность?
- КГИОП  с трудом  разрешает нам пилить старые деревья. Хотя в 2011-м за день до осеннего шторма упало 100 возрастных исполинов. От старости они внутри были почти полые, как и то, рухнувшее даже  без порыва ветра. Всего в нашем перечне 229 аварийных «стволов». Еще Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил, что охрана парка – особый труд. Он всё равно будет стареть и как поддерживать возрастной баланс - не ясно. Пока мы всех «ветеранов»  стараемся лечить и спасать. 
- "АиФ-Петербург": Бич красоты – вандалы. Музей в Гатчине даже устроил выставку  их «художеств» - «Здесь были Коля и Оля». Как справляетесь со злоумышленниками?
- В парке испорчено  немало скульптур. Это одна из причин, по которой обрамляющие каскад «Шахматная гора»  мраморные фигуры  после реставрации на место уже не вернутся – их заменят копии. Но в этом году у нас другая беда – карманные воры. Поймать этих «виртуозов» довольно сложно, потому что нужно схватить «за руку». Недавно обокрали зарубежного атташе в сопровождении двух охранников. Чаще всего они «работают» у  «шутих» и на мосту, где все смотрят на «Самсона» и Большой дворец.  К сожалению, это напасть для всего мира. Даже в Нотр-Даме   увидела объявление: «Карманные воры!»  Мы так «в лоб» писать не стали, а сделали рисунок: рука человека лезет другому в карман  и все это перечёркнуто чёрной линией.  Надеемся,   предупреждения заострят внимание. 
- "АиФ-Петербург": В Европе музеи все больше становятся интерактивными. Многое можно трогать руками и даже попытаться сделать самому. В наших как-то этого не замечала… 
- Сейчас очень много новых приёмов. В этом плане отлично работает «Музей «Виктории и Альберта» в Лондоне, где рассказывается о прикладном искусстве и дизайне. Например, пришли в зал истории паркета. Стоит огромный стол, где лежат плашки и вы сами можете набрать понравившийся рисунок. Также можно расписать чашки в зале фарфора.   Почему нет? Правда, в музеях как наш, очень посещаемых, в гостиных и будуарах не поиграешь. Поэтому стараемся весь «интерактив» выносить в парк. Устаиваем для детей игры, а наши  сотрудники охотно работают в исторических костюмах. Одна из экскурсий так и начинается. К гостям «выходит» Александра Федоровна и «говорит»: «Государь уехал в город, а я покажу вам наш дом…».   

Самсон он-лайн 

 -"АиФ-Петербург":  Современные музеи это и парад технологий. Здесь применяются достижения химии,  лазерное оборудование, компьютерная техника. 
- Петергоф  в авангарде. Мы первыми ввели проект «Самсон он-лайн», сделали совместный сайт м Версалем. Инновации есть и в реставрации. У нас трудятся очень хорошие реставраторы. Сейчас при помощи передовых методов идет обновление фасадов Большого дворца,  ремонт «Шахматной горы». На очереди дворец «Марли». Но при всём прогрессе хочу отдать должное старым мастерам. Потрясающей крепости кирпичу, петровскому чугуну, сохранившему до сих пор свою прочность. При реставрации знаменитой «Шахматной горы» сами вековые трубы останутся на месте, заделают лишь прорехи, вызванные временем. И сейчас  в фонтаны воду подают так же, как и 300 лет назад. 
- "АиФ-Петербург": В состав ГМЗ входит также « Ораниенбаум». После большой работы, проделанной к юбилею,  и открытия дамбы там полно народу, однако припарковаться  крайне сложно. Как увязать сохранение архитектурных
шедевров  и привычный сервис?
- Проблема парковок стоит остро, но она должна решаться вне комплекса.  А власти Петродворцового района никак не хотят меня услышать. Транспорт действительно ставить негде. Инфраструктуры никакой.  В своё время был расчищен Морской канал и теперь хотя бы вдоль него можно поставить машины. На  территории парка нельзя – это противоречит закону о сохранении  культурного наследия. По этому поводу мы постоянно полемизируем с Инспекцией по охране памятников. Человеку, который приехал на встречу с историей,  красотой  должно быть комфортно. А если час уходит на поиски, где поставить машину, в музей он придет совсем не в том состоянии души, которого мы от него ждем.  

Корпоратив в царских покоях? 

- "АиФ-Петербург": Петергоф в год посещает до 5 млн. человек – население почти всего Петербурга. Между тем правительство города хочет в несколько раз увеличить туристический поток. Справится ли любимое детище Петра с  такой нагрузкой?
- Чиновники говорят,  что должно быть не менее 15 млн. посетителей. Но наши парки столько не выдержат. Сегодня Большой дворец работает на пределе! Нынешним летом зафиксирован день, когда в парке одновременно находилось около 52 тыс. человек. Однако по аллеям надо гулять, а не толпиться. Проблемой стала и  сезонность. Наше время – пять месяцев в году, когда бьют фонтаны. Весной, осенью посетителей мало, зимой  - залы вообще полупустые. Чего мы только не делали, чтобы сломать этот стереотип: выставки ледяных скульптур, всевозможные  зимние развлечения, но пока – не срабатывает. Хотя раньше  устраивались и катания на тройках, и ледяные горки. Сегодня организовать такие развлечения очень дорого.
- "АиФ-Петербург": Чтобы пополнить бюджет многие музеи города, в том числе исторические, охотно приглашают корпоративы. Вы внутрь царских покоев не пускаете, но держите довольно высокую цену на билеты. Чтобы  в выходные погулять в Александрии, например, вынуждены раскошелиться и студенты, и пенсионеры. 
-  Пенсионера предоставляем скидки в рабочие дни, для жителей Петергофа и Ораниенбаума вход бесплатный;  Верхний  сад  свободно открыт для всех.  Что касается Александрии,   почему-то все забывают, сколько средств туда вложено, чтобы навести порядок. Мы полностью благоустроили территорию, открыли два новых  музейных комплекса – Фермерский дворец и Императорский телеграф. Везде красиво, чисто,  без мусора и  шашлыков на полянах и лугах. Меня, честно говоря, удивляет логика некоторых граждан.  Студенты охотно тратят немалые деньги, чтобы пойти на популярную дискотеку, модного исполнителя в ночной клуб, или  посмотреть  нашумевший боевик, однако 250 рублей за билет в музей – дорого. Но Петергоф то место, которое нужно содержать всем миром. Хочется, чтобы это понимали  на всех уровнях.  
- "АиФ-Петербург": Поневоле вспомнишь Америку, где большинство  музеев -  бесплатные и открыты допоздна. 
- Там они преимущественно на государственном обеспечении. У нас по действующим правилам музей - бюджетное учреждение нового типа – БУНТ. Получаем мы сейчас  субсидии, остальное должны зарабатывать сами.  Теоретически можем открыть, например, туристическое  агентство, но сколько для этого надо согласований! Также,  как руководитель, хочу, чтобы достойно жили сотрудники, а это полторы тысячи человек. Средняя зарплата в ГМЗ 30 тыс. руб., больше, чем в этой сфере по городу.  Своим трудом и профессионализмом  они это заслужили. В целом, нам грех жаловаться: есть поддержка министерства и города, помогают различные организации и фонды. Петергоф мы сегодня содержим почти в идеальном порядке. Приезжайте в любой сезон и  полюбуйтесь на эту необыкновенную красоту… 
Коллектив «АиФ Петербург» поздравляет Елену Яковлевну Кальницкую,  большого друга нашей газеты, с юбилеем и желает ей всего самого лучшего! 

АиФ досье

Елена Кальницкая родилась 6 сентября в Ленинграде. Занималась в городском Дворце пионеров, была вожатой в знаменитом лагере «Зеркальный». Закончила ЛИИЖТ и исторический факультет ЛГУ. Кандидат искусствоведения, доктор культурологии. Работала в Эрмитаже, ГМЗ «Гатчина», заведующей филиалом  Русского музея «Михайловский замок». В 2009-м возглавила ГМЗ «Петергоф». В 2010-м «Петергоф» получил премию «Музейный олимп», а в 2011 стал «Музеем года». Е. Кальницкая - историк архитектуры, автор более ста работ по русскому интерьеру, мультимедийных фильмов по истории города, телевизионного  проекта «Петровский парадиз». Заслуженный работник культуры РФ. Свободно владеет английским. Имеет сына.        

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах