Выступая в петербургском парламенте с ежегодным посланием, губернатор Валентина Матвиенко предпочла сконцентрироваться на достижениях города, а не на ошибках Смольного. Речь получилась бодрой и энергичной, как рапорт военачальника об успешном наступлении.
Прорыв удался
Фактически впервые Валентина Матвиенко открыто признала, что в начале XXI века Санкт-Петербургу представился уникальный шанс покончить с провинциальной судьбой. Правда, президента РФ губернатор вспомнила и поблагодарила открытым текстом только в одном месте Послания. Но и без славословий понятно, что все остальные преимущества северной столицы - геостратегические, интеллектуальные, экономические и культурно-исторические - без Владимира Путина могли бы и не сработать, как не работали они в течение многих десятилетий ХХ века.
Стиль работы своего правительства (т. е. собственный стиль управления) Валентина Матвиенко охарактеризовала словами "наступательность", "прагматизм", "жесткая ориентация на результат". В самом деле, без жесткого прагматизма Смольному едва ли удалось бы прописать в Петербурге стратегических инвесторов с мировыми именами ("Тойота", "Русский стандарт", "Бош и Сименс", "Кнауф", "Алкан Пэкеджинг" и др), а также пополнить городскую казну миллиардами "Лукойла", "Роснефти", "Транснефти", Внешторгбанка, "Северстали" "СИБУРа", "Трансаэро" и других налогоплательщиков. Благодаря этим вливаниям городской бюджет вместо дефицита в 7,5 миллиарда получил за прошлый год 6 "лишних" миллиардов рублей.
В то же время губернатор отлично понимает, что в 2006 году "большой скачок" повторить не удастся. Свое предвыборное обещание она выполнила - бюджет Петербурга по сравнению с 2003-м годом удвоен, причем досрочно. Все, чего можно было добиться за счет "экстенсивного" развития, город уже добился. Теперь предстоит с умом распорядиться полученным. Тут, по словам Матвиенко, потребуются "целевой характер планирования", "адресность и эффективность бюджетной политики". "Богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным", - заявила в Мариинском дворце хозяйка Смольного.
"Тылы" отстали
Успех наступления зависит не только от того, как далеко ускакал командир с авангардом, но и от того, как быстро подтягивается остальная армия. Губернатор в своем послании дала понять, что видит многие проблемы и понимает, что дальнейший успех зависит от того, как поддержат ее почин рядовые чиновники. Так, рядом с относительным (и потому лукавым) показателем роста ипотечных кредитов (в 9 раз по сравнению с 2003 годом) была приведена абсолютная цифра - 4,5 тысячи за 2005 год. Это лучше, чем в остальной России. Но для Петербурга, построившего в прошлом году 2 млн 273 тыс. кв. м жилья (исторический максимум), - капля в море. Перечислив все хорошее, что делается в городе для малого бизнеса, губернатор упомянула еще одну цифру - лишь 11 (!) фирм обратились в прошлом году за получением кредитов. Тем самым как бы признавая: условия, при которых средний класс и малый бизнес могли бы на берегах Невы успешно развиваться сами, городским правительством еще не созданы.
И в самом деле, некоторые "тылы" отстали весьма серьезно. В частности, губернатор в Послании говорила о подъеме малого бизнеса как залоге конкурентоспособности городской экономики. А пару дней спустя председатель Комитета по транспорту заявил на слушаниях в том же Мариинском дворце, что в сфере пассажирских перевозок не должны работать: малые предприятия.
Еще один пример расхождения благих намерений с реальной политикой привела депутат Наталья Евдокимова. Оказывается, из 800 млн рублей, выделенных на детские пособия, горожане в 2005 году "освоили" лишь 300 млн. Слишком уж много справок родителям надо собрать, чтоб добраться до причитающихся им денег.
Несуразица с детскими пособиями, скандал вокруг "маршруток", а также некоторые другие негативные моменты прошлого года (Восточное полукольцо КАД обещали, но не сдали в эксплуатацию как раз в "отчетном" 2005-м) в Послание губернатора не попали. Видимо, недочеты отнесены к "допустимым потерям". А в наступающей армии, если ее потери не выходят за пределы допустимых, оглядываться назад не принято.