Местное обезвоживание

   
   

В поселке Мурино Всеволожского района Ленинградской области есть метро. Станция "Девяткино" расположилась на его окраине. Почти город. Метро есть, а воды в поселке нет. Вообще-то нет еще и газа, и света на улицах, и мусор никто не вывозит. Но с этим еще можно как-то жить. Трудно, неудобно, но можно. А без воды - никак.

Пересохшие колодцы

У Лилии Азаровой - колодец 11 колец в глубину. Но воды там от силы 40 сантиметров. Чтобы помыть посуду - хватит, вымыть троих детей - нет. "Раньше хоть кольцо воды было, - вздыхает Лилия, - теперь не жизнь, а сплошная мука". У ее соседки, Антонины Курбановой, колодца на участке и вовсе нет. Да и зачем копать? Только деньги на ветер выкидывать. Антонина с мужем вырыли яму. Что натечет после дождей - все твое. Вода в яме стоит мутно-коричневая. Пить нельзя, но на технические нужды сгодится. "Мы перед насосом, конечно, фильтр поставили, - говорит Антонина, - в принципе, можно и постирать, и помыться. Правда, у дочки аллергия. Может, вода виновата". Дочке Ксюше - пять лет. Но она уже знает цену каждой капле чистой воды. Едва научилась ходить, стала водоносом. Мама два ведра несет от общественного колодца, и Ксюша баклажку.

За питьевой водой одна половина поселка ходит к общественному колодцу, другая - к роднику. А кто ходить не может, тот воду покупает. Прасковье Афанасьевне 88 лет. Чтобы наносить воды, она нанимает местных алкоголиков или подростков. Те относятся с пониманием, берут недорого. Всего 12 рублей за бидон в пять ведер.

В общественном колодце вода пока есть. Где-то далеко на дне. Местный старожил дядя Саша медленно крутит ворот. Достает колодезное ведро, переливает воду в свое. На дне эмалированного ведра водят хоровод черные хлопья. "Это еще ничего, - поясняет он, - а как очередь у колодца выстроится, так один воды наберет, а у другого уже одна муть со дна. Еще зимой у меня в собственном колодце была вода. Ко мне и соседи ходили. Куда она ушла, бог весть. Теперь все сюда ходим. А вода - сами видите, какая. На чайнике от нее черная накипь образуется".

У колодца стоит столб, висит фонарь. Последний раз он загорался прошлой осенью, перед выборами муниципальных депутатов. Тогда ж, на радость жителям, освещалась и дорога к метро. Депутатов выбрали - свет пропал. Так всю зиму в потемках за водой и проходили.

Родник на свалке

Дорожка к роднику идет мимо парка. В том, что это парк, не дает усомниться обветшалая бетонная плита с выбитой надписью: "Муринский парк заложен по инициативе сельского совета в 1973 году". В остальном на парк мало похоже. "Сейчас хоть мусор прибрали, - говорит дядя Саша. - А так помойка помойкой была. Вроде обещали даже мусорные баки поставить. Но что-то не торопятся"

Впрочем, на свежий взгляд, помойка помойкой и осталась. Вывоз мусора в поселке не организован. Кто посознательней - на машинах отвозит мусор в город. Остальные сваливают его на обрывистом берегу Охты. По дороге к роднику. Чтоб дважды не ходить. Периодически мусор жгут и закапывают. Внизу, прямо под свалкой, бьет заветный источник питьевой воды.

Тропинка к роднику круто спускается вниз. Ступенек нет, перила в наличии лишь на коротком участке. Пожилому человеку такой подъем с ведрами не преодолеть. Зимой без риска поломать ноги его не осилить и здоровому мужику. Впрочем, риск не только в том, что можно кубарем скатиться в Охту.

"Года два назад соседка носила воду из родника на анализ, - говорит Лилия Азарова, - сказали, что вода плохая. Но другой-то нет". "Родник тоже высыхает, - добавляет дядя Саша. - Раньше за минуту ведро набиралось, теперь, вон, еле течет".

О том, что в Мурино когда-то была вода, напоминает водонапорная башня, построенная еще в советские времена. Вода в нее закачивалась тоже из родника, но из другого, и подавалась в уличные колонки. Старожилы помнят, как на строительство водопровода все жители скидывались по 25 рублей. Большие деньги по тем временам. Но насосы давно растащили, башня загажена, трубы гниют в земле, колонки топорщатся ржавыми остовами. Лет шесть назад местные власти пытались реанимировать местный водопровод. Покопали и бросили. Попробовали протянуть водовод от депо метро "Девяткино" - не сложилось. "Адрес постоянно вносится в программу капитального ремонта и строительства района и области", - написано в официальном ответе жителям Мурино из администрации Всеволожского района. Было это в 2001 году.

"У нас власть постоянно меняется, - говорит Лилия Азарова. - Каждый новый глава рассказывает о трудностях, говорит, что сразу все не сделать, а потом исчезает. Приходит новый, и все начинается сначала. Недавно мы в очередной раз записались на прием к главе муниципального образования. Но он нас не принял. Уехал по срочному делу".

Тринадцатилетний Вадим, сын Лилии, воодушевившись телевизионными репортажами о том, как прошлой осенью ставропольская пенсионерка выпросила у президента водопровод, тоже написал письмо Путину: "Обращаюсь к Вам с большой просьбой, надеюсь, что поможете. В нашем поселке Мурино нет воды. Мне и моим братьям нечем мыться, а моей маме - стирать:" Ответа пока нет.

Смотрите также: