Когда в сентябре этого года в подмосковном Красногорске рванула канализационная станция, многие знатоки проблемы зашептались: "Это конец. У нас вся канализация в жутком состоянии". То, что наши стоки текут куда-то не туда, становится все очевиднее.Вонючий поселок
У нас - тьфу-тьфу-тьфу - еще ничего не рвануло, но уже пахнет. Вот, например, взять поселок Тайцы, что неподалеку от Красного Села. Когда-то Тайцы считались чуть ли не курортной местностью - сам барин Демидов из рода знаменитых уральских промышленников завел здесь дворец для больной чахоткой дочери. В советское время во дворце был санаторий. А теперь бело-розовое здание в окружении некогда великолепного парка, ключей и прудов заброшено. Ключи обмелели, пруды подзаросли, но вонь, которая плывет над всей округой, распространяют все-таки не они.
Воняет от садоводств, расположенных неподалеку от усадьбы. Несколько дачных поселков образовались в конце 80-х годов чуть южнее Тайцев. И смердит там ужасно. Идешь и думаешь: что же за люди там обитают, как они развели такое свинство? Канаву, по которой текут густые жирные нечистоты, можно легко найти по запаху. Возле канавы стоит грустный человек.
У Василия Тимофеева в садоводстве "Скороход-3" участок возле самой канавы. Василий Михайлович показывает рукой в сторону отвратительной жижи:
- Вы можете мне не верить, но когда мы только начали обживать участок, то брали из этой канавы воду для приготовления пищи. Кипятили, конечно, но вода была совершенно нормальная. Бывало, ведром и мальков зацепишь - то есть и рыбешка здесь водилась. Все началось в 2001 году весной. Говорят, очистные прорвало, и все их содержимое ушло в эту мелиоративную канаву. Канава потом течет в речку Веревку, а она через поселок Верево - в реку Ижору, а Ижора впадает в Неву.
Писем нет
Садоводы занервничали, пошли к очистным, но оттуда их "послали" - мол, не мешайте работать, у нас была авария, но мы ее устранили, все нормально, идите отсюда. Но нечистоты течь не перестали. Зимой это выглядело еще живописнее, чем летом. Василий Тимофеев ездит на дачу и в мороз, а на даче творится такое: "Канава-то подо льдом, но эта дрянь, что из очистных идет, она же поверх льда течет, не замерзает. У меня скважина на 10 метров пробурена, но из нее тоже уже воняет. Мы за водой к роднику ездим. К нам даже люди из поселка Верево, что на Киевском шоссе, приходили чуть ли не драться - к ним течет от нас, они думали, что это мы сливаем. Ну, мы и показали, откуда что течет".
Хуже, чем "скороходовцам", пришлось садоводству "Нива" - они с другой стороны канавы, где низина. Вот уж здесь сточным водам есть где разгуляться. Председатель правления "Нивы" Евгений Акимов не сидел сложа руки: он писал в разные инстанции, которые, как он наивно полагал, должны заинтересоваться безобразным состоянием очистных. И в областной "Водоканал" писал (теперь это называется Ленинградские областные коммунальные системы), и в СЭС (нынче Роспотребсоюз), и в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (тоже неоднократно сменил название), и в администрацию Гатчинского района, и в МУП ЖКХ "Северный" (это непосредственный хозяин очистных).
Сейчас у всех адресатов этих писем полный провал в памяти: никто никаких писем никогда не получал. Никто никогда не сигнализировал о плачевной ситуации с очистными в Тайцах. Вероятно, кипа бумаг с отписками у садоводов завелась исключительно святым духом.
Отчаявшиеся садоводы позвали на помощь экологов. Поскольку государственные структуры предпочитают таицкие нечистоты не замечать, то пришлось обращаться к негосударственным - к экспертной группе общественного экологического совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области и к Санкт-Петербургскому отделению Международного Зеленого креста. Экологи Татьяна Паль и Татьяна Марушкина сказали, что они давно не видели такого буйства фекалий: "Да возле этой канавы стоять рядом нельзя, не то что жить, тем более летом".
Все течет, ничего не меняется
Несколько тысяч садоводов, целую "пятилетку" нюхавшие канализацию и читавшие отписки официальных лиц, почти готовы на крайний шаг: зарыть эту чертову канаву бульдозером. Тогда нечистоты потекут по поселку или устремятся по шоссе в Гатчину и Красное Село. Конечно, будет жаль невинных жителей поселка, зато явно оживится администрация, до которой тоже, возможно, дотечет. Конечно, бульдозер - это архикрайняя мера, но если до следующего лета ничего не изменится, то гарантировать мирный исход противостояния будет уже невозможно.
На мысль о том, что ничего не изменится, наталкивают разговоры с лицами, причастными к истории с таицкими очистными. В приемной МУП "Северный" скорбно поведали, что предприятие, прекрасно зная об ужасном состоянии своих очистных, постоянно просит денег у района, а район не дает: вот, мол, намедни очередное послание отправили. Кстати, бывший директор МУП Александр Банзарь уже полгода как повышен в должности (видимо, как специалист экстракласса) - теперь он руководит районной службой координации развития коммунального хозяйства и строительства, но он тоже ничего не может сделать для бывших коллег, мол, нет денег в районе.
Мы позвонили в администрацию Гатчинского района, добрались до заместителя главы по ЖКХ Андрея Слесарева. Господин Слесарев был спокоен: "На очистных поселка Тайцы каждый год ведутся работы, много денег вкладывается. Это же старые очистные, еще от совхоза нам достались, их передали нам в 90-е годы. Денег у нас нет на новые очистные, вы знаете, сколько денег надо? Не знаете? Сто миллионов рублей! На весь район. А Тайцы - это частный случай, они не одни такие. Мы постоянно берем пробы воды, мы следим за очистными. Я не хочу сказать, что там все хорошо, но там все нормально".
Вы слышали, садоводы? Все нормально. Пробы воды берутся. Очистные ремонтируются. У вас коллективные галлюцинации! Умойтесь водой из канавы и успокойтесь. И забудьте о том, что, по словам специалистов ГУП "Леноблэкоконтроль", неплатежеспособный владелец аварийных очистных может попросить у областных властей денег на их реконструкцию, такие деньги заложены в бюджет 2007 года. Но таицкие очистные в 2007 году ремонтировать не будут. Потому что, по мнению районной администрации, там все нормально.