Из Эрмитажа крали "на жизнь"

   
   

Когда Государственный Эрмитаж недосчитался экспонатов на 140 с лишним миллионов рублей, директор музея Михаил Пиотровский заподозрил "солидного" организатора "или даже целое сообщество". Все оказалось банальней и печальней. Сокровища растаскивались "на прожитво".

Что храним, то и имеем

Следствие довольно быстро заинтересовалось родственниками Ларисы Завадской, работавшей с похищенными ценностями. Саму хранительницу Эрмитажа, если она в чем и была виновата, допрашивают уже на Божьем суде - Лариса скоропостижно скончалась в ноябре прошлого года, когда в ее епархии шла масштабная проверка. А вот 25-летний сын покойной, работавший до 2004 года в Эрмитаже экспедитором, и 54-летний вдовец попали под подозрение.

Подозрения окрепли, когда в квартире 54-летнего преподавателя Николая Завадского, по предварительной информации, обнаружилась сотня залоговых квитанций за предметы русского ювелирного искусства, сданных в ломбарды. Сомнений у сыщиков стало еще меньше, когда коллекционеры и владельцы антикварных салонов стали узнавать "единицы хранения", вывешенные на сайте Эрмитажа, и приносить или подбрасывать украденное добро.

Поистине сенсационную информацию о семье Завадских сообщили временные владельцы золоченого креста, числившегося среди похищенных драгоценностей под номером 10. Двое петербуржцев вернули крест в присутствии журналистов и признались, что в их ломбард на Петроградской стороне Завадские приносили антикварные вещи на протяжении довольно долгого времени. Причем не только Николай Завадский, но и его покойная супруга.

Несолидный "организатор"

Уже когда обнаружились квитанции, специалисты поняли, что о проделках мафии речь не идет. Мафия улик не оставляет. Показания антикваров с Петроградской стороны еще больше "подмыли" версию о воровстве на заказ. Наконец, чрезвычайно далеким от преступного мира оказался человек, предположительно подсказавший супругам Завадским, как повысить благосостояние семьи. Доцент Государственного университета историк Иван Соболев, задержанный 11 августа, окажись он "солидным организатором", мог сто раз улизнуть из города после возбуждения уголовного дела. А он преспокойно сидел на собственной даче.

В самом ли деле Соболев, специализирующийся на русской истории, придумал схему выноса экспонатов, как полагают близкие к правоохранительным органам СМИ, выясняют правоохранительные органы. На государственном уровне вывод сделан однозначный: виновата вся система хранения, доставшаяся России в наследство с советских времен.

Бесценные экспонаты, нищие зарплаты

Владимир Путин, которому информация о ходе следствия поступала из первых рук, практически сразу поручил правительству провести комплексную ревизию культурных ценностей, находящихся в Музейном фонде России. А 14 августа внеочередное заседание в Петербурге провел президиум Союза музеев России. По его окончании глава Роскультуры Михаил Швыдкой заявил журналистам: "Мы слишком долго думали, что музейщики и библиотекари живут в другой стране, и им неудобно заглядывать в сумку... Мы недооцениваем влияния социума на жизни музейных сотрудников, того искушения, которое могут испытывать хранители бесценных сокровищ, получающие нищенскую зарплату".

Таким образом Швыдкой открытым текстом подтвердил предположения сыщиков. Изделия русских ювелиров похитители тащили из кладовых Эрмитажа и продавали, когда им просто требовались деньги на житье-бытье. Завадские не нажили себе вилл в Испании, не отправляли сына учиться в Кембридж, не покупали "Мерседесы" представительского класса. Они вели себя, как обычные "несуны" советских времен, тащившие все, что плохо лежит, с родных заводов и фабрик.

Просто их "фабрикой" оказался Эрмитаж. А наши государственные деятели до "кражи века" просто думали, что в эпоху повального воровства и коррупции в России еще остались люди, работающие "за идею".

Смотрите также: