Первый в России музей литературных героев - Дом станционного смотрителя в Выре - отмечает 30-летие. Говорят, он стал третьим в мире после музеев Тома Сойера в Америке и Шерлока Холмса в Великобритании.
30 лет назад в здании был склад удобрений, ядохимикатов. Началось его преобразование в музей с инициативы токаря Института им. Вавилова Ивана Дмитриевича Ларина.
"Это был милый дедок с окладистой бородой, - вспоминает директор музея Валентина Максимовна Якушева. - Он был в доме отдыха, а экскурсовод водил желающих к погибавшему тогда Дому станционного смотрителя.
Старик заинтересовался, тем более фамилия подходящая. Собрал на работе на восстановление музея 300 рублей, давали по 20-50 копеек, а директор - целых 3 рубля. Ларин стал ходить по учреждениям культуры, его отовсюду гнали. Мне лично в управлении сказали: "Если увидите деда с бородой, гоните его: какая-то Выра, склад с удобрениями: Надоел всем". Тогда Ларин приехал в Выру к председателю колхоза Павлу Семеновичу Терещенко и сумел его убедить. Так, век спустя после закрытия Вырской почтовой станции, в июне 1965-го, правление местного колхоза им. Ленина решило ее восстановить.
В колхозе тогда работал архитектор Александр Семочкин, сегодня он - директор дома-музея Набокова в Рождествене. Под его руководством восстановление шло около 15 лет. Сегодня музей - один из самых посещаемых в области. Хорошо, что много детей, но хотелось бы чаще видеть взрослых, все-таки билет 10 рублей, музею подспорье. Денег от государства мы получаем мало, за 30 лет не было капремонта. Крышу покрасили благодаря питерскому клубу "Белые ночи". С помощью батюшки Рождественского храма отца Афанасия привели в порядок часовню, отремонтировали печи. Администрация Гатчинского района решила проблему с дровами. Постоянно помогает гатчинская почта. При музее открыта школа юного почтовика. Любой турист может прямо в музее опустить письмо, и оно дойдет.
...Все-таки лучшим временем для музея были годы советской власти. Председатель колхоза не проезжал мимо, не спросив, не нужно ли чего. Да и туристов было больше, хотя в основном случайные люди, которых привозили автобусами. Вопросы задавали странные, например, был ли Пушкин "еврэем": А однажды после экскурсии: "А в домик смотрителя пойдем?" Человек так и не понял, где же был. Сейчас приходят те, кто действительно хочет больше знать о Пушкине. От молодых часто слышу: "Клевый музей". Сначала я убрала книгу отзывов, чтобы не написали "клево". Потом думаю: это же тоже история!
В этом году, уже в восьмой раз, приезжала праправнучка Александра Сергеевича Клотильда фон Ринкелен из Висбадена. Первый раз она была с переводчиком, теперь хорошо говорит по-русски не только она, но и муж с детьми.
Как будем отмечать юбилей? Скромно: напечем пирогов, наварим картошки, насолим огурцов, подадим грибы, пригласим друзей, вот и праздник".