И не только полотна. Эти люди возвращают похищенные иконы в храмы, скульптуры - в музеи, старинные книги - в библиотеки. 12-й отдел питерского угрозыска отметил свой первый юбилей. Официально он именуется отделом по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей, но его давно уже называют не иначе как "антикварным". Чтобы понять, как много сделали сотрудники подразделения за первые десять лет работы, достаточно вспомнить слова Михаила Пиотровского, высказанные им на праздновании дня рождения "антикваров". Директор Эрмитажа сказал, что была бы его воля - он с радостью забрал бы милиционеров работать к себе.
Коллекционеры-фанатики
С начала девяностых незаконный оборот антиквариата занимает третье место в мире после наркотиков и оружия. И неудивительно: вкладывать деньги в антиквариат крайне выгодно, он абсолютно не зависит ни от курса валюты, ни от конъюнктуры рынка. Именно это и привело к созданию специальных отделов в структуре милиции. Пиком краж антиквариата стал 1993 год, и питерское подразделение появилось как нельзя кстати.
Сегодня в "антикварном" отделе работают три группы. Одна занимается хищениями из частных квартир. Вторая - кражами из музеев, церквей, библиотек Петербурга. А третья - всеми хищениями в Ленинградской области. Всего в двенадцатом отделе работает двенадцать человек.
- Кто похищает антиквариат?
- Зимой приходится работать с дачными кражами, - отвечает сотрудник отдела Алексей Чеботан. - Там чаще всего крадут наркоманы. Или соседи, "присмотревшие" какую-нибудь ценную вещь. В церквях часто крадет иконы кто-нибудь из прихожан. А бывает, что и сами служители. Помню, в 1999 году батюшка вместе с сыном похитили иконы. Ну а что касается краж в библиотеках или музеях, то это заказные. Заказчики - коллекционеры.
- А исполнители?
- По-разному. Нередко это делается через охрану. Подкупают. Или нанимают кого-нибудь. Коллекционеры все разные. Бывают такие, что увидят во дворце или музее какую-нибудь вещь - и не успокоятся, пока картина или статуэтка не окажется у них.
- То есть они крадут не за тем, чтобы потом перепродать?
- Нет, только для себя. После она может лежать в его частной коллекции, и никто об этом знать не будет, коллекционер не станет хвастаться. Бывало, у человека в подвале находили целый музей. Фанатики, что тут говорить.
Кубанские "аспиранты"
На вопрос о самом дорогом для "антикваров" деле сотрудники 12-го отдела вспоминают последнее "громкое" преступление - две кражи, произошедшие в один день, 6 ноября прошлого года. Из Российской национальной библиотеки были украдены книжные раритеты "Philosophia naturalis principia" Исаака Ньютона (1687 год издания) и литография рукописного издания "Le Futur" К.А. Большакова (1913), а из читального зала библиотеки РАН - книга Роберта Оуэна "Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера". Напомним, что похитители записались в библиотеки за несколько дней до кражи, предъявив липовые паспорта и удостоверения аспирантов Кубанского госуниверситета.
Преступление было раскрыто в рекордно короткие сроки - спустя шесть дней. Похитителями оказались мужчина и женщина, живущие в Саратове. 12 ноября была задержана 29-летняя Светлана Данилина. Ее сняли с поезда Петербург-Астрахань буквально за пять минут до отправления. А через несколько дней из Саратова был доставлен и второй подозреваемый в хищении раритетов - Дмитрий Зинченко. Вместе с ним привезли и книги.
- Почему так быстро раскрыли кражу? Везение?
- Не только, - отвечает Чеботан. - Главное, я считаю, - грамотно отработать сразу же, на месте происшествия. Практика показывает, что в таком случае положительный результат будет не позже чем через месяц.
Кстати
Самые "громкие" кражи, раскрытые сотрудниками 12-го отдела за последние пять лет:
22 декабря 1998 года. С выставки НПО "Спецматериалы" были похищены принадлежащие Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи холодное оружие и рыцарские доспехи XV-XIX веков. В феврале 1999 года преступление было раскрыто. Воров задержали в Москве. Один из них работал охранником в НПО.
6 апреля 1999 года. Из Русского музея были украдены две картины Василия Перова - "Гитарист-бобыль" (1865) и эскиз к "Тройке" (1866). Картины были обнаружены 25 января 2000 года в одной из камер хранения на Варшавском вокзале.
5 декабря 1999 года. Из музея Российской академии художеств вынесли 16 картин русских художников XVIII-XIX веков (в том числе полотна Крамского, Репина, Шишкина). Сумма ущерба составила больше миллиона долларов. Спустя три дня картины были найдены на чердаках двух квартир в Петербурге, а преступники задержаны.
28 мая 2002 года. Из музея Морского корпуса Петра Великого были украдены картины художников-маринистов Боголюбова "Кронштадт. Вид с большого рейда" (1842), "Севастополь" (1844) и Круговихина "Ревель" (1846). 25 июля картины были найдены, преступник - задержан. Им оказался 20-летний курсант Морского корпуса.
Самая "громкая" нераскрытая кража:
22 марта 2001 года. Из Эрмитажа вынесли знаменитое полотно Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме" (1876). Страховая стоимость картины - миллион долларов. Сразу же после кражи был составлен фоторобот человека, подозреваемого в преступлении. Вскоре по этому фотороботу был задержан мужчина, но он оказался непричастен. Директор Эрмитажа высказывал предположение, что картину мог похитить маньяк. Во-первых, на холсте изображены обнаженные женщины, а во-вторых, картина была очень грубо вырезана из рамы.