Малый драматический театр - театр Европы открыл сезон.
Он всегда держится особняком: спектакли здесь готовят по нескольку лет, а не пекут, как пирожки. Художественный руководитель труппы Лев Додин не любит отпускать артистов сниматься в кино, а другие театры на этом зарабатывают.
Работа не бывает законченной
- В прошлом году в какой-то мере завершилась работа по рождению "Короля Лира", в которую мы были погружены три года, - рассказывает Лев Абрамович. - Уже состоялась европейская премьера в Милане, в театре "Пикколо", ждет английская, в Лондоне. Это не значит, что работу мы закончили, так не бывает, но какой-то этап завершили.
В этом сезоне театр отдает сцену молодежи - моему выпускному курсу в Театральной академии. Должна, наконец, оформиться наша трехлетняя работа над романом Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Хотя я занимаюсь этим произведением уже давно, но летом перечитывал и снова испытал потрясение - это великое произведение русской литературы. Как мы не умеем читать и как пропускаем то, что может изменить нашу жизнь!
Со студентами мы совершили путешествие в Норильск, в Освенцим, где нам позволили репетировать ночами, сейчас это все уже история, но очень важная. Даже если не получится спектакль, молодые люди испытали такие человеческие потрясения и сделали такие открытия, которые, я убежден, очень многое определят в их судьбе. Это в конце концов всегда самое главное в работе над спектаклем: он может не получиться, но в жизни что-то должно прибавляться.
В начале января мы все-таки должны сыграть премьеру дома, а в феврале она запланирована в Париже. Там огромный интерес к Гроссману, недавно вышел двухтомник, так об этом написали все газеты.
...После долгих лет занятий русской литературой театр позволил себе войти в поток литературы мировой, к которой до сих пор прикасаться было и страшно, и - казалось - преждевременно и не вполне актуально. Но раз Россия выбрала европейский путь развития, хотя мы все время ругаем Европу, - важно научиться читать европейскую литературу, понять, что основные гуманитарные проблемы - общие.
С молодыми артистами собираемся поставить малоизвестную пьесу Гольдони, в конце года начнем репетиции великой пьесы американского драматурга Юджина О'Нила "Долгое путешествие в ночь", режиссер Владимир Туманов занимается пьесой крупного ирландского драматурга Шона О'Кейси "Тень стрелка". Когда я учился в институте, мы этого автора проходили, а сегодня даже в Англии удивляются: "Вы его помните?" Сейчас в мире все быстро забывается.
Мат со сцены
- Из современной драматургии я читаю почти все, что написано, но, к сожалению, контакта не возникает. Хотя надежду не теряем.
Пугает ли мат, которым насыщены современные пьесы? Это художественное средство вполне возможное, и у нас были спектакли, где мы очень локально позволяли себе это - в "Гаудеамусе", "Клаустрофобии".
Сегодня в России происходит изменение языка. Вот я был в Киришах, и после репетиции ночью гулял; за мной шли парень и две девушки - они разговаривали только этими словами, при этом мне даже показалось, что: о любви.
Значит, если сегодня автор пишет пьесу из жизни молодых, он должен писать их языком или заранее сказать, что это будет неправда. Английская драматургия решила данный вопрос - она пишет на мате, но не стала от этого лучше и популярнее. Круг тех, кто хочет это смотреть, сужается, потому что те, кто так разговаривает, не очень-то ходят в театр, а другим неинтересно это слышать.
:Огульно возмущаться - ах, мат на сцене! - тоже неправильно. А убивают на сцене, насилуют? Думаю, что если бы возникла пьеса, в которой слышалась бы боль по поводу того, как сейчас говорят, то, может, было бы нестрашно и поставить. Чем страшнее язык, тем мощнее боль.
Торговля лицом
- Артисты должны и могут сниматься, но, к сожалению, уровень того, что происходит сегодня в кино, я уже не говорю о сериалах, - ужасающий. После просмотра двух кусочков фильма о Есенине я не выдержал и обратился с письмом к труппе с выражением возмущения, что они позволили себе принять участие в антихудожественной, антисемитской белиберде.
Но мы живем не в то время, чтобы сказать - "нельзя". Тем более за съемки в одной картине можно получить больше, чем за год работы в театре.
Сегодня у людей скособочены мозги. Вот в Англии всегда был очень сильный провинциальный театр, там играли лондонские артисты. Сегодня они не хотят уезжать из Лондона, потому что в любой момент могут позвать на телевидение, в рекламу. И никому не хватает мужества им сказать - разве ради этого вы шли в театр? По сути, торговля собой - телом, лицом, что считалось заработком не вполне доброкачественным, - стала модной и престижной. Уже не с философом берут интервью, как жить, а с девочкой, которая демонстрирует лицо, грудь, попу. Какие-нибудь Дольче и Габана - два полуграмотных человека, я с ними общался, - рассказывают, что надо читать. Потребительское общество и подъем благосостояния привели к тому, что к культуре прорвались миллионы людей, которые никогда культурой не пользовались. Но не культура возвышает их, а они опускают культуру. И никто этот процесс не исследует. А можно ему сопротивляться или нет - черт знает. Мы пытаемся.
Смотрите также:
- «Забыли о богатстве». Актриса Вера Быкова считает, что театр может его вернуть →
- Исаак Штокбант: «Советские фильмы - сказка» →
- Лев Додин: «В театре - как в жизни» →