Нужна ли Смольному "гаражная война"?

   
   

Питерские власти вплотную занялись старыми гаражами. Одноэтажные "боксы" советских времен должны исчезнуть с лица стремительно дорожающей городской земли, уступив место многоярусным стоянкам и подземным паркингам.

Способов мирного решения проблемы Смольный пока не придумал. А "гаражники" морально готовы защищать свою собственность с "коктейлем Молотова" в руках.

"Сравнительно честный" отъем

О всеобщем сносе в обозримом будущем речь не идет. Смольный всего-навсего учинил ревизию плоскостных гаражей и автостоянок - к декабрю районы должны собрать о них исчерпывающие сведения. Однако власти дают понять, что готовы распорядиться 5,4 млн квадратных метров, занимаемых автомобилями, более эффективно. Например, отдать гаражную территорию под строительство жилья или коммерческой недвижимости.

Между тем первые попытки "сравнительно честного" отъема гаражей обернулись в Петербурге серьезными скандалами и обнаружили ряд пробелов в законодательстве. В мае на улице Ушинского, когда стройплощадка нового дома "наехала" на 23 гаража из 400 входящих в кооператив, на глазах у милиции была избита женщина, пытавшаяся защитить свое добро. В возбуждении уголовного дела прокуратура отказала. Затем был конфликт на улице Кустодиева, где власти отдали строителям "пятно", предписав решить судьбу расположенных там 200 гаражей "установленным порядком". Юрист КУГИ честно признался в суде, что не знает, о каком "установленном порядке" идет речь.

Нормативно-правовая база для сноса гаражей и/или "переезда" их владельцев в Петербурге отсутствует. Власти считают, что если соответствующий договор аренды с гаражным сообществом не продлен, члены такого кооператива должны "освободить поляну".

Владельцы частных "конюшен" ссылаются на Конституцию и на Гражданский кодекс, требующий равнозначной замены или выкупа. Когда адвокаты Смольного вспоминают 222-ю статью Гражданского кодекса, допускающую принудительное изъятие, "гаражники" парируют: в ней идет речь о "самострое". А сооруженный в соответствии со всеми разрешениями, принятый госкомиссией (и в ряде случаев зарегистрированный в ПИБе) гараж таковым считать нельзя.

Один из первых "гаражных" судебных процессов летом 2006 года привел к невероятному происшествию. За пару дней до слушания дела в кассационной инстанции около 800 гаражей на углу улиц Планерной и Оптиков были снесены бульдозерами при посредстве людей, которые представились судебными исполнителями. Когда руководитель питерского филиала Всероссийского общества автолюбителей Дмитрий Троян и председатель Регионального общественного движения (РОД) "В защиту прав владельцев гаражей" Эдуард Дауэнгауэр начали искать концы в Приморском районном суде, им, по словам Дауэнгауэра, вначале ответили, что исполнители "уже уволены", а после - дескать, что там вообще "не исполнители и были".

Путин в курсе

По сравнению с беспределом на Планерной улице, конфликт на Юго-Западе Петербурга можно назвать "вялотекущим". Из 16 000 питерских гаражей, еще в феврале оказавшихся "на пути прогресса", то бишь южного участка Западного скоростного диаметра (ЗСД), не снесен ни один. Зато их владельцам назначили суммы выкупа в два-три раза ниже рыночных. Граждане ответили созданием того самого РОД "В защиту прав владельцев гаражей" и предложили несколько сценариев, позволявших и дорогу построить, и людей не обидеть. Предложения реализованы не были, затея с компенсациями тоже провалилась. 130 человек довольствовались примерно 2000 у.е. каждый (вместо рыночных 5000). А еще сотня человек, сдав имущество по акту купли-продажи, не получила вообще ничего (и сейчас судится с городским Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству).

Члены РОД на суды давно махнули рукой. Весной их лидеры еще надеялись сесть за стол переговоров с первыми лицами города (см. "Гаражников поставят на колени?" в "АиФ-Петербург" N 15 (660), от 12.04.06). Но к лету устали ждать, и, когда Владимир Путин приехал получать звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, передали президенту России через депутата ЗакСа Сергея Андреева петицию на 98 листах. "Меня очень многие отговаривали, но я подошел к президенту, сказал: "Владимир Владимирович, есть вот такая проблема", и отдал ему документы лично в руки, - рассказывает Сергей Андреев. - Путин кивнул, повернулся к кому-то и дал указание разобраться. Мы знаем, что городская администрация получила потом из администрации президента письмо, содержавшее пожелание вступить в переговоры с защитниками прав владельцев гаражей. Но переговоры так и не состоялись".

Как "сэкономил" Смольный

На свой очередной митинг члены РОД сошлись к СКК "Петербургский" в конце сентября - как раз когда стало известно о затеянной Смольным гаражной инвентаризации. Однако говорили "гаражники" о другом. Сергею Андрееву в ходе депутатского расследования попал в руки удивительный документ: оказывается, в городском бюджете на 2006 год были предусмотрены средства на выкуп всей первой очереди из 5800 гаражей, попавших под ЗСД. Причем цена была близка к рыночной - примерно 3,5 тыс. у.е. на брата. Но смольнинское начальство решило "сэкономить":

"Мы не против Западного скоростного диаметра, - объясняет Эдуард Дауэнгауэр. - И что одноэтажные гаражи нужно менять на многоярусные паркинги, тоже согласны. Мы только хотим справедливости. Если себестоимость одного места составляет порядка 9000 долларов, пусть власть заберет железобетонный гараж, переводит владельца в паркинг и компенсирует разницу из бюджета. Есть и другие способы, с подключением кредитных линий. Но Смольный нас слышать не хочет и думать о нас тоже. И мы больше не можем доверять местной власти".

Из всех неполитических организаций Петербурга, конфликтующих с городской администрацией, РОД "В защиту прав владельцев гаражей" первым выдвинуло политическое требование - отставка Валентины Матвиенко. Чашу терпения переполнили история с компенсациями ("цинизм власти достиг запредельной отметки", - заявил на митинге у СКК Сергей Андреев) и то самое указание из администрации президента о переговорах, которое, по мнению лидеров РОД, не было выполнено.

Коктейль для экскаватора

Движение "сделало выводы" и из столкновений строителей с гаражными кооперативами. Между районами налажена связь, у гаражей установлено круглосуточное дежурство. Не поддерживающие РОД председатели во многих кооперативах переизбраны и уступили место более активным. Поскольку на председателя совета РОД и на его первого зама, капитана первого ранга Александра Артанова, а также на других лидеров уже совершались нападения, у Эдуарда Дауэнгауэра появились по два заместителя в каждом районе - "на случай непредвиденных обстоятельств". К следующему витку противостояния, если таковой случится, 300 000 владельцев питерских гаражей подойдут, сплотив ряды.

Тем не менее, лидерам движения то и дело приходится остужать умы товарищей по борьбе. Люди требуют кто более активных действий, кто более тесного сотрудничества с существующей в городе оппозицией (Движением гражданских инициатив, Объединенным гражданским фронтом, обиженными властью "маршруточниками" и т.д.) или с организациями, использующими акции гражданского неповиновения. "Гаражники" пусть и приняли на последнем митинге "жесточайшую", по их собственному признанию, резолюцию, не хотят ни на йоту выходить за рамки правового поля. "Если в следующий раз кто-то снова представится судебным исполнителем и захочет помочь рейдерам сносить гаражи, у нас найдутся люди, которые будут иметь полное право проверить у такого "исполнителя" документы и установить его личность. Они сделают то, что в прошлый раз не сделал вызванный на Планерную улицу наряд милиции, - считает Эдуард Дауэнгауэр. - Главное, что мы в своем праве. На экскаватор, собирающийся снести мой гараж, я могу выйти хоть с "коктейлем Молотова". Правда и право будут на моей стороне".

Смотрите также: