Натюр-продукт

   
   

Женщины, как известно, живут дольше мужчин. А на старости что делать бабушке? Только прясть и ткать, как и сто лет назад.

Почти в Европе

В Ивангороде много лет глядели на заречную Эстонию, где во многих деревнях сохранились рабочие ткацкие станки и прялки, и думали: "А мы-то чем хуже?" И додумались.

В апреле этого года при местном культурно-досуговом центре (по-старому - дом культуры) с помощью краеведческого музея было организовано объединение "Русская изба". Объединяет оно мастериц, которых удалось найти в городе. Город хотя и очень старый, но после войны в нем практически не осталось местных жителей. Учитывая, что после войны гражданской картина была примерно такой же, носителей традиций приходилось буквально выискивать. Нашлось несколько женщин, которые вспомнили, как их бабушки ловко управлялись с прялкой и станком.

Одна из мастериц, Валентина Викторовна Титова, с 1970 года живет в Ивангороде, а сама родом из деревни Большая Рассия, что недалеко от Котлов:

- Две деревни наши, Большая и Малая Рассия, раньше назывались Русская и Чухонская Рассия. И жили в нашей деревне русские, а в соседней - финны. Все дома, которые есть у нас, построены после войны, потому что в войну все было сожжено - и наши две деревни, и почти все соседние. Немцы согнали людей из окрестных деревень и отправили в Латвию. Там мы батрачили до конца войны. После войны одежды хорошей ни у кого не было, перешивали старое, но кто умел прясть и ткать, мог из льна и шерсти сделать себе ткань. Полезное, нужное занятие.

Глава "Русской избы" Зоя Погодина говорит, что станки, как ни странно, достали относительно легко:

- Нам очень помог Ивангородский краеведческий музей. Они дали нам два станка из своих запасников, а мы еще и третий купили. Одна женщина продала ижорский костюм своей бабушки и ее же станок. Костюм мы отдали в музей, а станок немного отремонтировали - и он работает.

Конечно, не сразу стали ивангородки прясть и ткать. Кажется с виду, что это легко, но когда нет навыка, когда ориентируешься только на детские воспоминания и собственную смекалку, то дело движется медленно. Зато теперь можно взглянуть на работы "Русской избы". Они очень простые, деревенские узорные половики и скатерти, но от них веет домашним духом и теплой традицией многих сотен лет.

Почти в тайге

Разумеется, не в одном Ивангороде ткут. Поселок Важины близ Подпорожья тоже хвалится этим искусством. Важинские ткачихи хорошо известны в Лен-области. В отличие от ивангородцев, важинцы занимаются только с детьми: центр вепсского ткачества объединяет детские кружки, руководят которыми мастерицы, имеющие профильное образование по декоративно-прикладному искусству. К сожалению, подросшие девочки далеко не всегда продолжают заниматься ткачеством - в современной жизни, особенно городской, это умение не самое востребованное. Хотя, когда на праздниках и ярмарках важинские ткачихи продают свои изделия, народ хватает жадно, просят даже на заказ сделать.

В Лодейном Поле тоже есть детский центр "Домовушка", где девчонки учатся вязать, вышивать, сами шьют себе национальные костюмы и делают фантастических, великолепных кукол, которым место или в музее, или в богатой частной коллекции. Директор центра Надежда Громак говорит:

- Сейчас трудно набрать детей на учебный год. Все родители хотят отдать дочек в балерины или в манекенщицы. Я уже устала им объяснять, что балериной или моделью станут далеко не все, а хозяйкой будет каждая, и нужно уметь сделать свое жилище уютным, сшить-связать для себя и семьи. Если наша выпускница потом сделает для своей дочки такую куклу - да это же будет семейной реликвией.

Во многих вепсских деревнях, где еще до войны растили лен и ходили в домотканой одежде, тоже сохранились ткацкие станки и прялки, да только некому ими пользоваться. Хорошо, если какой музей приберет, иначе пропадут они в заброшенных деревнях, в пустых избах. Есть музей народного быта при школе в деревне Курба, есть похожий музей в деревне Ладва - он частный, содержится на деньги одного предпринимателя, у которого здесь охотхозяйство. И каких только вещей там нет! На окраине Курбы доживает свой век древний старичок, который раньше был непревзойденным плетельщиком корзин, коробов и прочей тары. Причем плел не из прутьев, а из луба и бересты. В Курбе мне показывали бутыль из бересты, в которую можно было наливать жидкость и она не просачивалась - настолько плотно была сплетена бутыль. Молоко держали в берестяных туесках. Теперь этот промысел практически утрачен - береста-то найдется, а вот мастеров уже нет.

Смотрите также: