С чисто английской деликатностью

   
   

Как известно, за честь дать новую жизнь Новой Голландии боролось не одно знаменитое архитектурное бюро. Вышедший победителем в конкурсе английский архитектор Норман Фостер на днях представил Градостроительному совету и совету КГИОП первый этап разработок.

Идеи сэра Фостера пришлись по вкусу петербургским градостроителям, поскольку их отличает деликатность вторжения на территорию. Как заметил сам мэтр, "наши изменения вписываются в традиции и логику острова". Сохранить загадочность Новой Голландии, крупнейшего реставрационного объекта Европы, всеми доступными методами - вот задача английских проектировщиков, которых с российской стороны сопровождает архитектурная мастерская Юрия Митюрева.

Реализация проекта позволит создать новый культурный центр в самом сердце города, треугольный остров превратится в многофункциональный комплекс площадью 7,6 гектара, где расположатся театры, конференц-зал, галереи, гостиница, магазины, апартаменты, рестораны и трансформируемый Дворец фестивалей.

Норман Фостер, имеющий сорокалетний опыт работы с историческими зданиями, предложил прежде всего убрать все мосты, которые предполагалось разместить на Мойке, оставив их на Крюковом и Адмиралтейском каналах, причем главным, парадным входом на остров станет мост через Крюков канал. Основной доминантой острова должен стать Дворец фестивалей на 3000 мест с амфитеатром в форме ковша, верхушка которого поднимется над коньками зданий окружающей застройки на 15 метров. На форму концертного зала Фостера, по его словам, вдохновила историческая конструкция деревянной лодки. Многофункциональное использование Дворца фестивалей будет обеспечено целым набором современных решений по трансформации пространства.

Часть исторических складов, созданных когда-то для вертикального хранения древесины, будет сохранена в первозданном виде, а для того, чтобы поведать историю острова, в них будет создан музей. В музейный комплекс решено внести естественное освещение, для чего рассматриваются технологичные варианты сдвигающейся кровли. Пространство складов занимает три этажа и разделено арками с шагом в 9 метров. С очисткой позднейших наслоений планируется разделить пространство не перекрытиями, а переходами, с сохранением и реставрацией оригинальных исторических конструкций.

Рецензенты оценили профессионализм проекта и бережное отношение к объемам и фасадам, порекомендовав сохранить несколько вариантов оформления оконных проемов складов, не сводя их к единому, пусть и очень удачному, поскольку разный характер заполнения оживит ритм проемов, позволив избежать ощущения казарменности. Поддержку получило и превращение здания тюрьмы в ротонду со сценой и восьмиугольным балконом для проведения концертов камерной музыки, джазовых выступлений и прочих событий культурной жизни Петербурга.

Один из рецензентов, академик архитектуры Юрий Курбатов, отметил: "Представленный проект - добротная работа с крайне бережным отношением к существующему архитектурному комплексу; большой объем - Дворец фестивалей - вставлен убедительно и деликатно, и чрезвычайно важно, что конфигурация амфитеатра повторяет конфигурацию ковша. Крылья нового объема не агрессивны, они стягивают, держат весь объем острова. Я убежден, что авторы проекта на верном пути".

К сожалению, в проекте пока никак не решена транспортная схема связи острова с материком, поэтому остается опасность, что достойные архитектурные задумки могут быть в будущем слегка "потеснены" при решении транспортных вопросов. Однако Градостроительный совет рассматривал лишь первую фазу проектной работы, которая предполагает убедительную и полноценную подачу архитектурных решений. Эта стадия оказалась на высоте.

Смотрите также: