Проект сокращения охранных зон в историческом центре Петербурга по-прежнему вызывает оживленные дискуссии. Тем временем строительство новых домов в охраняемой зоне продолжается, а панорамы Невы дополняются новыми "доминантами". Валерий НЕФЕДОВ, профессор, директор Архитектурного института Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, уверен, что основное внимание сейчас должно быть уделено сохранению именно исторических панорам Петербурга, которые в последнее время начали нещадно "уплотнять".
Панорамы Невы - главное достояние Петербурга
- Сейчас уже можно говорить о том, что новая концепция имеет как сильные, так и слабые стороны. Сокращение объединенной охранной зоны в 4-5 раз означает, что в городе появляется дополнительная степень свободы для появления новых архитектурных объектов за ее пределами. А городу как никогда важно сохранить "зеленые пятна", последние острова природы для жителей близлежащих домов. И самое главное, нужно обязательно сохранить ансамбли центральной части города и панорамы Невы - это главное достояние Петербурга. Но уже и здесь появляются такие лжедоминанты, как например новое здание гостиницы "Ренессанс-Мариотт" на Почтамтской улице или продолжающаяся стройка за гостиницей "Санкт-Петербург", которая из многих точек города смотрится как вопиющее недоразумение. То, что надо беречь в первую очередь, мы теряем.
Охранять нужно смысловые панорамы. То, что составляет зримый образ нашего города. Чтобы турист по возвращении домой четко помнил отличие Петербурга от Амстердама, Венеции, Берлина, Парижа и Лондона. В этом смысле приоритетны обширные водные пространства Петербурга, по берегам которых сложились очень характерные силуэтные панорамы со значимыми архитектурными объектами.
В наших геологических условиях любая новостройка чревата осложнениями
- Каким вы видите будущее Невского проспекта? И каковы критерии того, что можно строить в историческом центре, а что нельзя?
- Невский проспект - уникальный ансамбль, аналога которому в мире найти очень трудно. Однако при максимальном сохранении фасада здания нужно отдавать себе отчет в том, что здания, построенные 2-3 века назад, стареют в своем содержании, и их необходимо модернизировать изнутри. Внутренняя реконструкция, наполнение новыми функциями - вот что необходимо для зданий на Невском. При этом фасады должны остаться неизменными.
Другое дело, что в наших геологических условиях любая новая стройка, и особенно в историческом центре, увы, чревата печальными последствиями, если перед этим десять раз все не отмерить. Например, довольно удачная реконструкция гостиницы "Невский Палас" привела к тому, что два соседних здания пришли в аварийное состояние.
Пройдя по Невскому от Адмиралтейства до площади Восстания, человек получает положительный заряд, потому что каждые 100-150 метров расставляют новые акценты. Однако уже за площадью Восстания былой выразительности не наблюдается. То есть степень свободы для строительства там может быть больше, и в этом нет никакого криминала. Правда, в последнее время в городе появился ряд зданий, выполненных в "никакой" архитектуре (например, как на углу Суворовского и Невского проспектов), которые навсегда обречены быть некой подделкой, притом непонятно подо что.
- Но, тем не менее, такие безликие сооружения растут в центре, как грибы после дождя:
- Я считаю, что каждое строительство в объединенной охранной зоне или вообще в историческом центре следует обсуждать. Должны проводиться открытые, прозрачные конкурсы, как это было (всего единожды!) с Мариинским театром. Тогда впервые в постсоветской истории был создан прецедент, когда люди могли высказать свое мнение. В ближайшее время в городе начнется строительство в таких известных местах, как Новая Голландия, Набережная Европы. Крайне необходимо общественное обсуждение проектов, которые инвесторы и архитекторы предложат для этих мест. Судьбу таких лакомых кусков нельзя решать келейно.
Нужна стабильная система проведения архитектурных конкурсов. Кроме того, в конкурсах проектов, как в качестве претендентов, так и в составе жюри, должны быть западные архитекторы. Если в Петербурге станет традицией проведение международных конкурсов на престижные объекты в центральной части города, то рано или поздно мы услышим новые имена. У нас есть очень талантливые архитекторы, но они не могут пробиться в сегодняшней непрозрачной, неконкурентной среде. Проблема Петербурга - в сдерживании нового архитектурного ресурса. Молодые или менее известные зодчие не могут конкурировать с несколькими активно работающими сейчас архитекторами, так как у последних - несоизмеримо выше степень влияния и приближенности к людям, принимающим соответствующие решения. На Западе любой участник может выдвинуть на конкурс свой проект, и в таком случае шансы у всех одинаковые.
- За чей счет должны проводиться архитектурные конкурсы?
- Конечно, городу много таких конкурсов не провести, нужно привлекать инвесторов. Когда я смотрю на новые здания, построенные в псевдопетербургском стиле, где используется полированный гранит, бронза и прочие дорогостоящие материалы, думаю: ведь это деньги, которые тратятся просто абсурдно на якобы современные здания. И если хотя бы часть этих денег пустить на проведение конкурсов, то в городе появится действительно современная архитектура, а не несвежие продукты из позапрошлого века.
- А как вы относитесь к столь активному сегодня строительству элитного жилья?
- Синдром элитного жилья, который сейчас охватил Петербург, может вконец угробить наш город. Причем "элитным" называется все подряд, в том числе и бетоно-каменные джунгли без признаков жилой среды.
Архитектура обязана быть гуманной
Элитное жилье готовы построить где угодно - даже на территории острова Новой Голландии. Это полный абсурд. У нас искажено само понятие "элитного жилья", и я могу привести здесь пример Парижа. С удовольствием наблюдаю за тем, как сегодня застраивается набережная Сены. Там возводятся здания средней этажности, но пространство вокруг них организовано так, что это будет действительно зоной для благоприятного проживания. Например, в системе возводимого квартала планируется как минимум 10 гектаров озелененных территорий (в этих целях посадят как минимум 3000 деревьев) и т. д. Таким образом, элитное жилье не означает позолоченную изнутри квартиру при убогости внешней формы и при отсутствии вокруг дома нормальной жилой среды. А мы продолжаем возводить плотно стоящие "коробки" без единой мысли о том, что в них будут жить наши дети и старики, которым при выходе из дому ничего, кроме маневров между машинами, не останется. Архитектура обязана быть гуманной по своему содержанию.
- Что же вы понимаете под гуманной архитектурой?
- Главным должен быть человек и его потребности, а не интересы экстремально заинтересованных инвесторов, которые в кратчайшие сроки стремятся получить доходы. Например, в настоящее время на Каменном и Крестовском островах жилые дома шаг за шагом поглощают бывшие зеленые территории. Таким образом, мы рискуем получить там заурядный жилой район, которых в городе уже немало. То, что там возводится, по плотности застройки и по этажности явно не соответствует современным европейским представлениям об архитектуре. И если бы в европейском городе, на статус которого мы претендуем, знали цену зеленым зонам, то на строительство такого жилья был бы наложен категорический запрет.
Развитие города должно идти по иному пути. При нынешнем уровне мобильности населения возможно создание районов-спутников вокруг города с малоэтажной застройкой. Так делается в Швеции, Финляндии и ряде других европейских стран. К счастью, эта практика находит сегодня свое применение и в Петербурге.