В начале февраля в Санкт-Петербурге состоялась традиционная выставка "Интурфест-2007". Она была заявлена как "встреча профессионалов турбизнеса" и проходила уже 16-й раз. Свои услуги представили свыше 50 российских компаний и зарубежные операторы из Чехии, Украины, Венгрии, Польши.
Турист туристу рознь
В рамках диалога прошел "круглый стол" "Курорты и туризм. Пути сотрудничества в 2007 году", посвященный городским здравницам. Внимание специалистов привлек и мастер-класс эксперта Георгия Мохова "Юридический минимум для туристических компаний". Впервые на "Интурфесте" был подготовлен семинар, где рассматривались системы классификации гостиниц. Темы серьезные, кто же спорит. Но сразу скажу: среди горожан выставка особого внимания не вызвала. В субботу 3 февраля после полудня большинство участников уже собирали свои реквизиты, а по залу бесцельно бродили одинокие посетители. Возможно, такая картина характеризует и общее положение с туризмом в северной столице. Сегодня, как известно, эта отрасль переживает не лучшие времена.
Чтобы усилить интерес к Питеру как центру культуры и отдыха, организаторы сезона решили предложить несколько новых решений. Для начала разобрались, какой турист к нам едет. Из многочисленных опросов выяснилось, что среднестатистическому российскому туристу - 34 года, зарубежному - 41 год. В среднем "интурист" у нас останавливается на 3-4 дня. Любит посещать несколько мест в регионе сразу.
Неудивительно, что наши соотечественники тратят на турпакет 300, а подданные других государств - 1300 евро. Не обходится и без претензий. В основном люди недовольны шумом и грязью на улицах, бесцеремонным обращением в транспорте, отелях и магазинах, случающимися ограблениями.
От бабушек
до внучек
На что же планируется сделать ставку? Решено сосредоточиться на нескольких перспективных рынках, "раскрутить" основные бренды "Русская зима на Северо-Западе", "Русская Масленица", "Родина Деда Мороза".
По-иному будет оцениваться и целевая аудитория. До недавнего времени турфирмы делали акцент на пожилых туристов, которые хотели увидеть памятники старины. Вспомните трогательных западных старичков и старушек, идущих по улицам, взявшись за руки. Но во всем мире самые желанные клиенты - это их дети, тот самый средний класс, который составляет основу западного благополучного общества. Вот этот средний класс и хотят теперь заполучить в наши пенаты, а заодно расширить семейный туризм. Правда, говорят, что этой категории граждан у нас нечем заняться. Устроители выставки уверили, что это миф, и пообещали его разрушить.
Белые дни и ночи
Грамотный ход - комбинирование программ и, как следствие, увеличение сроков пребывания туристических групп. Мы часто сетуем, что у нас неважная погода, много холодных дней. На туристическом рынке за счет разумного баланса цен эти недостатки климата постепенно превращаются в достоинства. Зима получила название "Белые дни в Санкт-Петербурге". Спрос на межсезонье растет, сегодня на неурочное время продается на 10 % путевок больше, чем два-три года назад.
Этому способствует и общая атмосфера. Прежде западные туристы откровенно жаловались на темень на улицах, сегодня такие вопросы иссякли. Устраиваются экскурсии в вечернее время, чтобы гости могли полюбоваться красотой подсветок, оригинальным освещением соборов, мостов и улиц.
Козырная карта - курорты Северо-Запада. У людей, которые приехали лечиться в Сестрорецк, Зеленогорск, Старую Руссу, есть уникальная возможность и здоровье поправить, и посмотреть Петербург. Кстати, в нынешнем сезоне стараниями Минздравсоцразвития и ФСС цена символическая - 607 рублей. За такую сумму предложено 20 тысяч путевок. Поэтому логично, что здравницы и турфирмы объединились.
Конечно, чтобы все эти плюсы стали широко известны, нужна мощная реклама. Но ее мало. Не хватает и недорогих отелей. В городе сегодня 450 небольших гостиниц, а требуется как минимум в два раза больше. Так что в новый туристский сезон мы, похоже, войдем со старыми проблемами.
Смотрите также:
- «У нас нет нефти, но есть образы и бренды» →
- Были бы деньги, а Канары найдутся →
- …Чем Прага лучше Петербурга? →