Примерное время чтения: 6 минут
108

«У нас нет нефти, но есть образы и бренды»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Петербург 22/07/2009

О том, что необходимо сделать для радикального роста туристического потока в Северной столице, рассказывает вице-президент Российского союза туриндустрии, директор Северо-Западного регионального отделения Сергей Корнеев.

Родина Президентов

- Сергей Евгеньевич, есть ли у Петербурга перспективы как туристического центра, особенно в условиях кризиса?

- Перспективы, безусловно, есть. Причем исчерпаны они лишь на 10%. Несмотря на кризис, люди не готовы отказываться от путешествий. За год мировая туристическая отрасль сократилась всего на 6-8%.

Кризис неизбежно пройдет. Когда экономические трудности будут преодолены, произойдет перераспределение туристических потоков. Петербург должен использовать эту возможность - туризм способен заместить собой те инвестиции, на которых кризис поставил крест.

- Если сравнивать Петербург, например, с Лондоном или Парижем, нас вряд ли можно назвать туристической столицей. Что мешает?

- Чем интересны туристам Лондон, Париж, Прага, Венеция? Прежде всего, сочетанием неких образов и их материальных воплощений. Париж, например, считается романтическим городом. Этот образ подкрепляется не только архитектурой города, но и различными брендовыми событиями, которые производит развитая индустрия праздников. В Париже постоянно что-то происходит. День взятия Бастилии в этом году отметили фейерверком, который посмотрели 800 тыс. человек. То же касается и Амстердама, и Венеции, и Ниццы, и Кельна, и Мюнхена, и Зальцбурга… События (по-нашему - праздники) являются их брендами, и на этом они строят свою туристическую активность.

У Петербурга тоже есть образы - родина Президентов, город Петра, жемчужина архитектуры, город белых ночей… Это очень сильные образы, они сильнее, чем во многих других состоявшихся туристических центрах. Что же мешает нам иметь как минимум 10 миллионов туристов? Которые, к слову сказать, привлекает маленький Зальцбург с населением 150 тысяч человек.

Что такое Петербург в восприятии зарубежных туристов? Это город, который был таким сто лет назад и будет таким же еще через сто лет. Поэтому миллионы людей откладывают поездки сюда «на потом» - ведь дворцы и мосты никуда не денутся. Проблема города, как туристического центра, состоит в том, что до 2009 года у нас в городе не было событийного туризма вообще, потому что не было массовых эксклюзивных петербургских событий.

«Алые паруса» - наш бренд

- А меняется ли что-либо в этой сфере в Петербурге сего­дня?

- Меняется решительно. Можно только приветствовать решение губернатора Валентины Ивановны Матвиенко сделать событийный туризм стратегической отраслью городской индустрии. Новый год, День города, День России и, конечно, «Алые паруса» - теперь это действительно туристические события. Петербург продемонстрировал в 2009 году абсолютно европейский уровень в проведении праздников - как с креативной, творческой, так и с организационной и технической точек зрения. Я видел все это своими глазами, находился внутри.

Это именно то, во что городу надо сегодня вкладываться, поскольку затраты окупятся многократно. События превратятся в бренды и обеспечат долгосрочные, причем растущие поступления в городскую казну. Все развитые страны мира прошли этот путь, и эта теорема не требует доказательств. Именно Петербург, а не Москва, должен быть лидером, у Петербурга заметно больше шансов стать одной из туристических столиц мира. Именно вокруг праздников и фестивалей можно и нужно строить туристические потоки.

Праздники, организованные на высоком уровне, попадают в эфиры мировых телеканалов, становятся бесплатной рекламой города, привлекают больше туристов. И я уверен, что уже в 2010 году люди будут приезжать не только полюбоваться городом, но и принять личное участие в эксклюзивных событиях, которые они могут увидеть только здесь и больше нигде.

- Нужно ли вкладывать средства в массовые мероприятия? Окупятся ли эти инвестиции?

- Это бизнес, а в бизнесе чудес не бывает. Все знают, что если не построить площадку, не подвести коммуникации, не предусмотреть дороги, то инвестор не построит завод. Так и с туристами, ведь они - такие же инвесторы. Если не вкладывать сил в массовые события, не обеспечивать их высокий уровень и эксклюзивность, резкого роста турпотока в Петербурге не добиться. Инвестиции в события - одни из самых выгодных для города. Потому что они не просто возвращаются, а возвращаются со многими нулями.

Подсчитано, что масштабный и яркий праздник уже на третий год начинает привлекать туристов. В первый раз он проходит преимущественно для местных жителей, в следующем году его приезжают снимать иностранные телеканалы, а на третий раз он становится туристическим событием.

Возможно, в случае с Петербургом это произойдет даже быстрее, потому что уже в первый же, 2009 год было привлечено внимание мировых телеканалов. И если к осени мы получим от правительства программу новогодних праздников, не менее яркую и талантливую, чем в прошлом году, то, уверен, мы сможем обеспечить дополнительный приток туристов уже на ближайший Новый год. И это будут туристы, которые приехали не вообще в Петербург (тем более, зимой их слишком мало), а в Петербург на Новый год! И тут есть принципиальная разница - Новый год в Петербурге будет становиться брендом, узнаваемым в России и Европе.

Туризм должен стать одним из основных ресурсов экономики Петербурга. У нас нет нефти или газа, но есть история города, культура, неповторимые образы. Эффективность туризма как экспортной отрасли невероятна - по обороту средств она сравнима с военно-промышленным и топливно-энергетическим комплексами. При этом туризм является одной из самых устойчивых отраслей, даже в кризисное время. Грех не использовать эти возможности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах