Ежегодно в Петербург приезжает около 3 млн туристов, а, к примеру, в Прагу - 10, при том что, по данным опроса ЮНЕСКО, наш город хотели бы посетить около 30 млн человек. Почему же Петербург все еще отстает от мировых центров? Ситуацию знает вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей КОРНЕЕВ.
Нам всего лишь 15 лет
- Главная проблема в том, что нашему туризму всего 15 лет, - говорит Сергей Евгеньевич. - Мы за эти годы прошли путь, на который, к примеру, в Великобритании старейшим турагентствам понадобились столетия. При этом кадры у нас лучше, чем в Европе. Все признают, что наши экскурсоводы и гиды-переводчики - одни из сильнейших в мире.
- Существовало мнение, что к нам не едут, потому что нет самых популярных трехзвездочных отелей.
- Появляются. Но, опять-таки, как строится отель на Западе? Схема такова: сначала открывают маленький отель, заработали денег - побольше, затем - второй, а то и третий. У нас же после перестройки огромные гостиничные комплексы практически были лишены поддержки государства. Они стали либо частными, либо под частным управлением, а никаких оборотных средств еще не накопили, технологий тоже. Когда западные отели модернизировались, наши - выживали, учились работать. Сейчас ситуация изменилась, гостиницы ведут серьезнейшую программу реконструкции. В городе появились малые отели, это, как правило, семейный бизнес.
Без Интернета - никуда
- Но вскрылась новая напасть! Оказалось, наши отели мало представлены в Интернете, в мире о них не знают.
- Причина в том же - было не до новых технологий, теперь наверстываем. Интернет кардинально меняет картину туристского рынка всего мира, он становится одним из главных ориентиров при выборе места поездки, а для компаний - места проведения делового мероприятия. В нашем городе услугу бронирования с мгновенным подтверждением предоставляют всего 10 отелей, возможность забронировать отель через Интернет - 25-30, а ведь в Петербурге 331 гостиница, если считать с малыми - почти 400. Вот в Париже 800 отелей бронируют номера с моментальным подтверждением, в Риме - 450, в Берлине - 210. Цифры говорят о том, что в современном мире решения принимаются очень динамично, 80 процентов клиентов хотят получить подтверждение мгновенно. Мы неоднократно сталкивались с тем, что Петербург рассматривается как место проведения конгрессов, конференций. Но пока мы раскачиваемся, другие - действуют. Клиенты говорят: "Знаете, мы уже выбрали Милан, они нам тут же все подтвердили, забронировали, сделали скидку, давайте через год к этому вернемся". В современном бизнесе главное - успеть.
В этом смысле ни с чем не сопоставима помощь Петербургу американской компании "Pegasus Solutions" - одного из ключевых игроков в сфере туристских интернет-технологий. Глава компании только что побывал в Петербурге, город его настолько поразил, что он вызвал супругу, чтобы и она им полюбовалась.
Петербург должен стать частью всемирной системы, это вопрос не только технологии, но и конкуренции. По прогнозам, к 2010 году в мире будет совершаться миллиард поездок. По обороту средств туризм может обогнать военно-промышленный и энергетический комплексы.
Зарегистрированный криминал
- Еще проблема, которая кажется неразрешимой, - криминальная ситуация.
- Очень преувеличенная проблема, ведь воруют везде - и в Париже, и в Риме. Почему именно в России это вызывает так много претензий со стороны иностранных туристов? Две вещи их очень раздражают. Даже не сам факт кражи, а процедура регистрации. Преступление должно быть зарегистрировано в районном отделе милиции. Если украли кошелек у "Прибалтийской", турист должен разыскать отдел милиции Василеостровского района, говорить с сотрудниками, которые в иностранных языках не сильны. Многие от этой процедуры отказываются, и у них нет справки о том, что их обокрали. Вот в чем корень зла! Потому что, если украли сумочку в Барселоне, турист, вернувшись домой, получит деньги со страховой компании. Предлагается создать в центре Петербурга несколько пунктов, куда туристу можно прийти, если случилось что-то криминальное, получить совет, консультацию, справку. Эта идея нашла поддержку администрации и ГУВД.
Белые ночи и дни
- В белые ночи у нас пик туризма, а потом - спад, гостиницы в прогаре. Как "заманить" гостей зимой?
- Действительно, Петербург - город белых ночей, за счет этого туризм живет. С другой стороны - бренд работает только два-три месяца. Задача раскрутить зимний Петербург решается благодаря программе "Белые дни". Образ зимнего Петербурга как имперской столицы у западных, а особенно американских туристов, ассоциируется с фильмом "Доктор Живаго" - тройки, люди в шубах, балы, музыка. Программа строится именно на этом. Раньше соотношение туристов летом и зимой было 80 процентов на 20, сейчас уже примерно 70 на 30, мы стремимся к идеалу - 60 на 40. :Думаю, сентябрь-октябрь будут туристскими, так было после 300-летия, когда город показали по мировым каналам и к нам поехали гости. Надеемся, что саммит сыграл такую же роль.
Фасады отреставрировали туристы
- Можно ли вычислить пользу от туризма для рядовых горожан?
- Туризм - это миллионы маленьких инвесторов, которые зарабатывают свои деньги там, где они живут, а тратят, причем с удовольствием, у нас. Считайте сами: около 3 миллионов гостей приезжает в город, в среднем турист тратит в день не меньше 150 долларов. Эти деньги не каждому горожанину напрямик попадают, но работают на экономику Петербурга. Есть международные данные, что один турист во время своего пребывания в месте отдыха обеспечивает зарплату трех человек. А за год каждые пять туристов создают новое рабочее место. Уже сейчас доходы от сферы туризма в Петербурге напрямую получают 5-7 процентов работающих горожан, остальные - опосредованно.
Вот у нас есть замечательная Программа реставрации фасадов. Если сравнивать деньги, которые мы получаем от туризма, и деньги, которые тратятся на нее, это сопоставимые суммы. Условно говоря, реставрацию фасадов оплачивают гости.
Ситуация с развитием туризма улучшается благодаря активной позиции Валентины Матвиенко. Два года назад она сказала, что туризм - наш приоритет, и все заработало - нашлись "пятна" для гостиниц в центре, появились инвесторы.
:Туристы приезжают в Петербург восторгаться. Экскурсоводы любят рассказывать, что когда люди первый раз попадают на Дворцовую площадь, они застывают от изумления. Туризм поднимает и возвеличивает город. А ведь наш потенциал раскрыт еще только наполовину. Люди, побывавшие в Петербурге, уже никогда не назовут Россию "империей зла".