48

Турфирмы в огне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 24/03/2004

Все чаще туристические фирмы предлагают петербуржцам воспользоваться "горящими" путевками (такие туры еще называют "специальными предложениями"). Путевки горят, и хватать их надо, пока совсем не сгорели. Предполагаются два очевидных плюса: низкая стоимость поездки (или большие скидки) и быстрое оформление документов. Казалось бы, что еще надо для полного туристического счастья? Однако многочисленная практика показывает, что вместе с вожделенной путевкой может запросто сгореть и ваш отдых. И в качестве золы останутся не самые лучшие воспоминания о поездке и обманутые ожидания.

Причины возгорания

Главная причина появления "горящих" путевок - незагруженность мест в самолете. Речь идет о чартерных рейсах (на тех направлениях, где летают рейсовые самолеты, "горящие" путевки практически не появляются), когда одна или несколько турфирм заказывают самолет на определенное направление, которое, по их мнению, будет в данный период времени перспективным. Турагентства оплачивают определенное количество мест в этом самолете заранее и на весь сезон. Но поскольку все угадать сложно и поток туристов не бывает постоянным, некоторые места остаются нереализованными. И в таких случаях туроператоры скидывают цену на путевку и продают ее по себестоимости. А иногда даже ниже ее, чтобы хоть как-то минимизировать свои убытки.

По словам директоров турфирм, из-за отсутствия координации действий между туроператорами по чартерным программам, каждый сам определяет, какое количество самолетов ему ставить на том или ином направлении. Если говорить, например, о рейсах в Турцию (самое популярное направление в Петербурге летом), то в 2003 году туристические агентства подали заявки на 18 бортов, дали 12. В этом году подано 24 заявки, предполагается, что 18 из них будет удовлетворено. Для нашего города это значительное увеличение. Будут ли полностью заполнены эти 18 самолетов, с уверенностью сказать трудно. Вполне возможно, появятся "горящие" путевки.

Другая причина - "не сезон". Чартер выкуплен, места в авиалайнере проплачены. Но на курорте жарко, можно хорошо позагорать, однако купаться еще нельзя. Или уже нельзя. Обычно это происходит в сезон дождей, холодных ветров или в случае природных катаклизмов. В периоды снижения популярности курорта уменьшается и цена путевки.

Есть дым без огня

Независимо от того, по какой причине путевки "загорелись", ясно одно: это не от хорошей жизни. Турфирмы вроде бы должны нести серьезные убытки. "Горящие" путевки никто заранее планировать не будет, более того - сделают все возможное, чтобы их не было. Однако на деле ситуация совсем другая.

Рекламируются такие туры сплошь и рядом, некоторые турагенты вообще выносят "огонь" в название конторы. Абсурд? Нет. "Горящие" путевки давно уже используются как рекламный трюк для привлечения потенциальных клиентов. Заманивают низкой ценой и скоростью оформления. То есть придешь, заплатишь копейки - и завтра уже куда-нибудь отправишься.

На деле все выглядит несколько иначе. Я обзвонил с десяток турфирм, хвастающихся "горящими" турами и спецпредложениями. Везде картина примерно одинаковая. Спрашивают: "Когда хотите лететь?" Отвечаю: "Ну, у вас же "горящие" путевки, значит, скоро". Мне говорят: "Горящие" - это просто так называется, в настоящее время у нас нет таких туров". В другой турфирме предлагают дорогущую поездку. "Вот те на, - возмущаюсь, - а как же спецпредложение?" - "А-а, вы хотите дешево? Можем предложить отличную "горящую" путевку на 10 мая"...

На первый взгляд ничего страшного в этом нет: каждый вправе завлекать клиентов как хочет и как может. Но по мнению многих руководителей питерских турфирм, такая ситуация негативно влияет на организацию отдыха в целом, неправильно ориентирует людей. Петербуржцы перестают загодя готовиться к обычной поездке, рассчитывая на то, что купят "горящую" путевку, и часто попадают впросак. Потому что хорошие туры надо заказывать заранее, а то, что "горит", далеко не всегда может устроить.

Не обожгитесь!

Есть и еще один немаловажный момент. "Горящие" туры, скидки и спецпредложения зачастую снижают ответственность турфирм перед клиентами. Вы платите мало - значит, надеяться на идеальные условия по проживанию, питанию и т. д. вам не следует. Приезжает турист куда-нибудь на море и выясняется, что пляж и лежаки платные. Или что отель вам подобрали какой-то захудалый. Вот и приходится расплачиваться за дешевизну.

Поэтому, если вы не хотите обжечься на "горящей" путевке, нужно ответственно отнестись к предстоящему отдыху. Все заранее продумать. Получить полную информацию о тех турах, которые вас заинтересовали. Узнать, какая обстановка в странах, куда вы планируете направиться. Обойти турфирмы, подобрать маршрут.

Многие туроператоры ввели такой порядок на чартерные программы: если вы покупаете путевки в марте, а планируете поехать, скажем, в июне, то они сегодня вам обойдутся дешевле. И выбор за два месяца до путешествия куда больше, чем прямо перед ним.

И напоследок. Мы ничего не имеем против фирм, торгующих "горящими путевками". Не исключаем, что человеку, воспользовавшемуся такой услугой, повезет, и все пройдет замечательно, то есть дешевизна не скажется на качестве отдыха. Такое бывает. Но особо рассчитывать на это не стоит.

Когда "горят" путевки: Десятые числа мая - начало июня. Вторая половина сентября.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах