Примерное время чтения: 6 минут
104

Обжигающая дешевизна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 04/12/2002

"Горящая" путевка - мечта многих туристов. Это же настоящее удовольствие - съездить на курорт по дешевке, и там с чувством превосходства взирать на прочих отпускников, заплативших за то же самое в два раза больше.

Неверный расчет

Цена на путевку с неба не падает. Турфирмы старательно ее рассчитывают, чтобы и прибыль получить, и не отбить у туристов охоту купить тур. Высшая математика в таких вопросах не помощница, здесь нужно особое чутье. К тому же конкуренты не дремлют, и если их цена на такую же путевку окажется хоть на пару долларов ниже, то клиенты уйдут к ним. Поэтому в петербургских турфирмах уровень цен приблизительно одинаков.

И все-таки иногда вдруг туристу удается отыскать вариант, стоимость которого разительно отличается от остальных предложений. При этом в редкую голову закрадывается резонный вопрос - а что это путевка вдруг такая дешевая?

"Горящие" путевки появляются по нескольким причинам. Первая - менеджеры турфирмы "промахнулись" и заказали слишком много мест на чартерный самолет. В результате часть этих мест продать не удается, и цену приходится снижать. Обычно это происходит, когда туристическая компания планирует загрузку самолета, исходя из "пиковых" дат, чтобы в это время в ее руках оказалось максимальное количество билетов. Однако загвоздка в том, что точно такое же количество мест фирма должна продавать и в остальные даты, когда туристов не так много. Вот тут-то и начинается головная боль - куда бы пристроить эти чертовы билеты? Иногда убытки "провальных" недель перекрывают все прибыли, полученные в "пиковое" время.

Зимой "пиковыми" датами являются Новый год и Рождество. Вся страна отдыхает почти 2 недели, и желающих съездить в эти дни куда-нибудь подальше - хоть отбавляй. Под этот бум фирмы берут много мест на самолеты, но когда праздники заканчиваются, авиабилеты пристроить некуда. Хорошо, если "Пулково" сжалится и заменит огромный ИЛ-86 на более скромный ТУ-154. А если нет? Тогда опять путевки начнут "гореть", и туристы смогут поехать в отпуск по дешевке.

Нас ничем не испугаешь

Вторая причина "горения" путевок - катаклизмы. Погодные, политические, в общем, любые. Но этот фактор что-то в последнее время срабатывает плохо. Летом, например, затопило пол-Европы, и турфирмы испугались: у них проплачены и отели, и самолеты в Чехии, Венгрии, Германии, а там - ужас что творится. Кто ж туда поедет мокнуть? Оказалось, что желающих прогуляться по средневековым улочкам по пояс в воде не так уж и мало. В самом деле - вряд ли на нашем веку доведется еще раз увидеть такой потоп. Итог получился неожиданным: люди надеялись съездить на эксклюзивное "водное шоу" по дешевке, а цена путевок практически не упала.

Когда на Бали произошел известный теракт, в результате которого погибло около 200 человек, началось бегство туристов с острова. Правда, бежали оттуда не российские туристы. Наши сограждане валом повалили в турфирмы, работающие на балийском направлении. Они полагали, что после взрыва путевки туда будут стоить копейки - и просчитались. Любителей "горящих" туров оказалось столько, что на Рождество многие тамошние отели не только не снизили цены на проживание, но даже подняли их в полтора-два раза.

Хорошего не жди

Вообще, любая "горящая" путевка - это лотерея. Просто так ничего не "горит", и если маршрут спросом не пользуется, тут что-то не так. К тому же, коли турфирма пошла на резкое снижение цены, она обязательно постарается свести свои потери к минимуму. Самый распространенный вариант - это уменьшение объема услуг и заселение туристов в копеечные отели. Итог подобной практики удручающий: около 70% людей, воспользовавшихся "горящими" путевками, остаются недовольными своим отдыхом. По оценкам специалистов, более половины претензий к турфирмам появляется в результате того, что турист погнался за дешевизной.

Наша читательница Елена В. летом приобрела "горящую" путевку в Грецию. Но обещанный трехзвездочный отель стоял на вершине обрыва, и к морю приходилось спускаться по крутой лестнице без перил. К тому же окна выходили на какую-то свалку. На завтрак подавали салат из помидоров, яйцо и кофе. На ужин к этому "изобилию" добавлялись низкосортные сосиски и котлеты, навевающие воспоминания о советских доперестроечных столовых. Разумеется, по возвращении туристка написала в турфирму претензию, копию которой она отправила нам. Ответ турфирмы был прост: "А что она хотела получить в недешевой Греции за 8 долларов в день? Рябчиков в ананасах? Да ни одному туристу, готовому платить нормальные деньги за путевку, мы не предложим эту гостиницу, она припасена именно на случай, если тур начнет "гореть". Туристка и так получила услуг на большую сумму, нежели заплатила. Все обещанное ей предоставили, жаловаться не на что".

Отели и питание - не единственное, на чем экономят турфирмы. Для трансфера из аэропорта в гостиницу для "горящих" туристов заказывается автобус подешевле. Он вполне может оказаться старой развалиной без кондиционера и с потрепанным салоном.

Плюсы и минусы

И все-таки "горящие" путевки, бесспорно, обладают рядом преимуществ. Во-первых, это экономия денег. За отдых можно заплатить намного меньше, чем он в действительности стоит. Во-вторых, иногда может здорово повезти, и турфирма предоставит туристу те же услуги и того же качества, что и за полную стоимость. И наконец, в-третьих, охота за "горящими" путевками притягивает любителей неожиданностей. Обзванивая многочисленные турагентства, они подчас не знают, когда и куда им предстоит отправиться. Один такой "экстремальщик" с восторгом поведал, что однажды ему привалило счастье купить тур в Эмираты всего за 100 долларов. Правда, самолет вылетал через 3 часа и он еле успел собрать вещи, смотаться в турфирму за путевкой и оттуда добраться до аэропорта.

Но все эти преимущества запросто могут оказаться перечеркнутыми. Кроме упомянутого стремления фирмы сэкономить на чем только можно, дабы минимизировать свои потери, довольно часто выясняется, что погода на курорте в "горящие" даты оставляет желать лучшего. Именно по этой причине цены на путевки и приходится снижать.

Но самая большая опасность при покупке "горящих" путевок - это риск нарваться на мошенников. Сколько бы ни объясняли людям, что недобросовестные турфирмы специально продают туры по чрезвычайно низкой цене, чтобы привлечь как можно больше "лохов", они все равно верят в чудо и Деда Мороза. До самого отъезда они уверены, что уж с ними-то ничего не случится, и только в аэропорту узнают, что турфирма исчезла вместе с их деньгами, а купленные путевки не "горящие", а "липовые".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах