Во всем мире туризм - одна из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Казалось бы, у Питера есть все, чтобы числиться мировым туристическим центром: портовый город, культурная столица, белые ночи и все такое. Однако на деле Петербург не использует и половины своих возможностей.
Шалаш для интуриста
Как театр начинается с вешалки, так и туризм начинается с развитой сети гостиниц. Потому что, прежде чем любоваться красотами, туристу необходима крыша над головой. Здесь нам похвастаться нечем. По данным Комитета по туризму и развитию курортов, кроме элитных "Астории", "Англетера", "Гранд-отеля "Европа" и "Невского Паласа", где цены запредельны даже для западных кошельков, в городе действует, говоря казенным языком, еще 128 объектов размещения. В них единовременно могут проживать до 25 тысяч туристов. Не так уж и мало на первый взгляд. Но реально отелей, где не стыдно принять гостей города, всего 40. Остальное - это гостиницы при рынках и разных учреждениях, оборудованные по типу "номер на троих, удобства в коридоре". А приличные двух-трехзвездочные отели, на которых во всем мире держится массовый туризм, вообще можно пересчитать по пальцам. По мнению специалистов, Санкт-Петербургу требуется как минимум впятеро больше гостиниц, чем есть сейчас.
Число туристов, желающих приехать в наш город, постоянно растет. В прошлом году Санкт-Петербург посетили 2,7 миллиона интуристов и почти 1 миллион граждан России. Но лишь четверть из них оставалась в городе на ночлег, остальные проскакивали транзитом. Между тем иностранцы, посещая театры, музеи, рестораны, покупая сувениры, оставляют в Питере не менее 100 долларов в день, соотечественники примерно 25. Представляете, какие деньжищи мог бы получать город, если бы отсутствие крыши над головой не сдерживало поток туристов!
Миллион баксов за квартиру
Сказать, что городские власти проблему вообще не замечают, нельзя. Принята даже соответствующая программа по развитию гостиничного комплекса. В этом году в Питере должны открыться три новые пятизвездочные гостиницы. Но погоды они не сделают, так как в первую очередь необходимо развивать сеть дешевых, малых отелей, которых городу требуется не один десяток.
Развитие гостиничной сети сдерживает то, что наши инвесторы предпочитают вкладывать деньги в быстроокупаемые проекты, например в строительство жилья. А от отелей прибылей придется ждать лет пять-семь. Иностранцев такой срок не пугает, но они страшатся нестабильности в стране и риска потерять деньги.
Есть и проблемы с выбором места. Понятно, что отели должны располагаться как можно ближе к историческому центру. Но в центре подходящих мест не так много. При этом иногда возникают самые неожиданные казусы. В свое время существовал проект создания отеля на набережной канала Грибоедова, рядом со Спасом-на-Крови. Для этого надо было расселить несколько коммуналок. Жители одной из них, прослышав о планах строительства, потребовали себе отступных в миллион долларов. Иначе отказывались выезжать из приватизированного жилья. Проект так и не состоялся.
Сегодня у городского правительства существует список примерно из 40 объектов, где можно разместить отели. Но найдутся ли на них инвесторы? И эти места продолжают пустовать, как, например, "пробел" в начале Рижского проспекта, где во время войны разбомбили дом. Дырка между зданиями так и сохранилась с тех времен, превратившись к сегодняшнему дню в помойку. На нее выходят окна стоящей напротив гостиницы "Советская". Вид, надо сказать, еще тот. А ведь вполне подходящее местечко для небольшого отельчика.
То густо, то пусто
Увы, даже тот гостиничный фонд, которым мы располагаем, используется очень неэффективно. Петербург имеет свои особенности, вызванные сезонностью. Летом отели переполнены, на белые ночи места в гостиницах бронируются вообще с осени. В эту пору даже сотрудники турагентств, тесно связанные с гостиничным бизнесом, не могут никуда пристроить неожиданно нагрянувших в город знакомых. Зато с сентября по апрель питерские отели практически пустуют. А все потому, что в Санкт-Петербурге установилась порочная практика приурочивать любое мероприятие к сезону белых ночей. В прошлом году более половины конференций, съездов и конгрессов проходило в мае и июне. "Да что там говорить, - посетовал один из связанных с туризмом чиновник, пожелавший остаться неназванным, - если даже губернатору приспичило проводить свой экономический форум именно в это время. Остальные просто следуют его примеру". Получается, что участники всех этих событий переполняют гостиницы, в которых могли бы жить обычные туристы.
В Стокгольме, где аналогичные проблемы с сезонностью, просто не позволяют проводить конференции летом. Там считают, что участники таких мероприятий точно так же приедут и зимой, а лето - время для "неделовых" туристов. Благодаря такой политике стокгольмские отели хорошо заполняются круглый год.
Конечно, переносить уже раскрученные петербургские фестивали, форумы и конгрессы очень сложно. Но и эксплуатировать дальше "белые ночи" нет возможности. Робкой попыткой сломать устоявшуюся традицию выглядит культурная программа "Петербургские зимние сезоны", проходящая в декабре-феврале. Но общей ситуации она пока не меняет.
Неумолимо приближается городской юбилей. Всего через два года Петербургу предстоит принимать гостей. К этому времени городские власти намерены увеличить гостиничный фонд на 2 тысячи номеров. Реальная же потребность раз в десять больше. Но об этом никто и не мечтает. Выполнить бы то, что наметили.
P.S. В Риме на одного горожанина в год приходится до 15 туристов из разных стран, в Вене - 11, в Барселоне и Париже - по 6. А на каждого петербуржца - всего 0,6.