aif.ru counter
30

Питер отпугнул туристов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2003

Власти Петербурга обещали: скоро к нам обязательно поедет столько гостей, что яблоку будет негде упасть. Эти обещания довольно быстро переросли во всеобщую уверенность, что Питер не стремится стать туристической столицей, а уже давно достиг этого статуса. К тому же из Москвы пришла строгая "рекомендация" турфирмам: заказы на май-июнь не принимать, потому что селить людей будет некуда, все отели забронированы. В общем, аншлаг гарантирован.

Взяли на испуг

Однако вскоре стало ясно, что все городские структуры действуют вразнобой, единой туристической политики как не было, так и нет, а все призывы специалистов напрочь игнорируются. Иллюстраций тому - хоть отбавляй.

Ежедневно с телеэкранов всей России рассказывали, как в наш город съезжаются тысячи гостей. Видимо, изначально целью таких репортажей было сыграть на стадном чувстве, мол, раз все в Питер едут, то и вам негоже дома сидеть. Но эффект получился обратный, народ испугался - кому ж хочется в давку лезть? В итоге даже те, кто собирался своими глазами увидеть город во всем блеске, передумали и отложили визит до лучших времен.

Наученные жизнью работники питерских турагентств, слыша о вале гостей, как-то нехорошо улыбались и говорили: а у нас места в отелях есть, обращайтесь, всех поселим. И вообще, в отличие от чиновников, высказывали большие сомнения в том, что гостиницы будут заполнены.

Получилось все так, как пророчили в питерских турфирмах. Свободных мест было сколько угодно, ибо даже по официальным данным городской администрации больше трети гостиничного фонда города пустовала. Но в эту статистику не попали десятки частных отельчиков и многие ведомственные гостиницы, а если учитывать и их, то показатели будут еще хуже. В дорогих отелях заполняемость едва перевалила за 50%. В "Невском паласе", например, на 29 мая загрузка составляла около 55%, и на фоне других пятизвездников это был еще неплохой результат.

Обычно такое количество постояльцев в турбизнесе считается неплохим, но для масштабных праздников это провал. В Венеции во время ежегодного карнавала места в гостиницах раскупаются за много месяцев вперед, и средняя заполняемость отелей близка к 90%.

Цены, вы куда?

Специалисты считают, что, наряду с запугиванием туристов, основной причиной их "неявки" послужила странная ценовая политика петербургских гостиниц. Там сочли, что на юбилей люди поедут за любые деньги, и резко подняли стоимость проживания. Аналогично поступили кафе и рестораны, где питаются приезжие, транспортники, музеи. Ведь бесплатно посетить храмы культуры можно было только самостоятельно, экскурсионное обслуживание туристических групп осуществлялось по обычным правилам, то есть отнюдь не даром. Минимальная цена трехдневного пребывания в Санкт-Петербурге составила 3 тысячи рублей. И это без стоимости дороги, сувениров и развлечений!

В итоге спрос на Питер оказался невелик, и главной причиной этого иногородние турфирмы называли именно завышенные цены.

Внесли свой вклад и "внешние" факторы - та же атипичная пневмония закрыла дорогу в Северную столицу группам туристов из азиатских стран, в первую очередь Китая. В деле борьбы с наплывом приезжих отличились и сотрудники российского МИДа, отказав в визах огромному числу потенциальных гостей из Европы.

В мечтах о будущем

Впрочем, ситуация с туристами могла быть еще хуже. Выручило город железнодорожное ведомство, поставившее на линию Москва-Петербург несколько дополнительных поездов. Благодаря им тысячи столичных туристов-"однодневок" сумели добраться до Питера и поучаствовать в праздничных гуляньях. Не обидели присутствием и родственники петербуржцев - многие горожане в эти дни принимали в своих квартирах гостей. По самым осторожным прикидкам, в дни юбилея Петербург посетили около 300 тысяч неорганизованных туристов со всей страны.

Однако в туристическом бизнесе такие приезжие считаются неполноценными, ведь они не останавливаются в гостиницах и, соответственно, не платят за них. А стоимость проживания - это половина тех сумм, которые турист оставляет в Петербурге.

Остается только возлагать надежды на "рекламный эффект юбилея", обещанный чиновниками. В Комитете по туризму полагают, что популярность Северной столицы начнет резко расти уже через полгода и продержится на высоком уровне не менее пяти лет. Что ж, такой оптимизм не может не радовать, но будет ли Петербург и в 2008 году так же чист и красив, как сегодня, - большой вопрос.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах