Согласно советско-потемкинской традиции к большим праздникам у нас готовятся основательно. Строят, красят, деньги выделяют - все как у больших. Но попадаются отдельные несознательные головы, которые посещает крамольная мысль: праздник праздником, а что дальше?
Неизвестный город
Один из главных лозунгов "юбиляров" звучит приблизительно так: сделаем Петербург мировым туристическим центром! И не когда-нибудь, а буквально через год, к 300-летию города. Уж и не сосчитать, сколько раз мы слышали, что на праздник приедут "миллионы туристов со всего света", дабы припасть к юбилейной чаше. От этих разговоров возникает ощущение, что через полгода мир сойдет с ума в стремлении попасть в град Петров.
Однако сразу возникает ряд вопросов. Главный - где мы расселим такую прорву гостей? Мы неоднократно писали о катастрофической нехватке гостиничных мест, и если кто-то полагает, что со времени последней статьи что-то существенно изменилось, то он здорово ошибается.
Впрочем, переживать по этому поводу особенно незачем. Дело в том, что туристы на юбилеи не ездят, или, как говорят профессионалы, такие торжества не являются туристическим продуктом. Вот, например, сейчас Стокгольм отмечает свое 750-летие. Вы уже собрали чемодан, чтобы посетить праздник? Да никто и не слышал об этом юбилее, а если и услышал где-то, то забыл о нем через минуту. Тогда откуда в нас поселилось убеждение, что про 300-летие Петербурга говорит весь мир? Такого нет и в помине. Более того, по оценке Российской ассоциации турагентств, только 15% населения планеты в курсе, что существует город Петербург. Остальные 85% даже не знают, что такое чудо имеется в природе. Процент же тех, кто помнит о нашем грядущем торжестве, вообще ничтожен.
Ненавязчивая реклама
Такая ситуация вряд ли кому-нибудь может нравиться. Не нравится она и властям. Поэтому с 1999 года в бюджете города появилась новая статья расходов, посвященная поддержке туристической отрасли. Эти деньги в первую очередь предназначены на "раскрутку" Петербурга, то есть на рекламу. Разумеется, программа первоначально была рассчитана только до 2003 года. Что будет после этой даты, так замечательно совпадающей не только с юбилеем, но и с очередными губернаторскими выборами, мало кого волновало. И только недавно программу таки продлили до 2005 года. На все про все - миллион долларов в год. Пока праздник не настал, эти деньги исправно выделяют, однако даже в Комитете по туризму никто не может с уверенностью сказать, что после 300-летия финансирование будет продолжено.
При всей громадности миллиона с точки зрения обывателя на самом деле это пшик. Обычно на рекламу городов, подобных нашему, тратят в десятки раз больше. Посему расходовать наш "лимон" нужно с умом. Тут уж и не знаешь, случайно ли недавно на должность председателя Комитета по туризму была назначена профессиональный рекламист Марина Бескровная. Возможно, одной из главных задач Марины Борисовны как раз и будет добиться максимального эффекта при ограниченных средствах.
Сейчас же рекламу Петербурга иначе, как ненавязчивой, не назовешь. Единственное, что пока действительно видно, это участие города в различных туристических выставках. В течение года наш стенд появляется на трех десятках зарубежных и российских экспозиций. Однако он, как правило, оказывается очень маленьким и скромным. По словам сотрудников объединения "Санкт-Петербург - Экспресс", занимающегося организацией стенда Петербурга на зарубежных выставках, приходится прикладывать неимоверные усилия, чтобы посетители его заметили.
Поэтому кажется чудом, что за последние два года количество зарубежных туристов, посетивших наш город, увеличилось почти на треть: теперь их приезжает 2,9 миллиона человек в год. Конечно, это не Париж с его 30 миллионами туристов, и даже не Прага с 10 миллионами, но все же прогресс.
Не так давно, опять же к юбилею, был изготовлен прекрасный макет города, который выставляется напоказ, когда требуется кому-то пустить пыль в глаза. Поговаривают, что в декабре этот макет отвезут в Милан и выставят на центральной площади. И вновь - в честь 300-летия.
Элементарная логика приводит к выводу, что когда праздник отшумит, такой "несерьезный" вопрос, как реклама Петербурга, станет просто никому не нужен.
Развивающийся регион
В прошлом году в Петербург приезжала группа из 60 журналистов ведущих мировых изданий, которые знакомились с нашим городом. И один господин из агентства "Рейтер" высказал свою версию недостаточной популярности Питера у туристов. По его словам, уровень жизни здесь невысок, что ставит город в положение развивающихся регионов. Однако много повидавшие иностранцы привыкли, что если регион развивающийся, то цены должны быть низкими, а у нас они, мягко говоря, зашкаливают даже по мировым меркам. Такое несоответствие отпугивает приезжих, им кажется, что что-то "не так".
Стало быть, делает вывод журналист "Рейтер", дабы сделать Петербург привлекательным, в первую очередь необходимо поднимать уровень жизни горожан, а заодно приучить их не мусорить. Впрочем, это качество обычно приобретается вместе с материальным достатком. И только тогда, когда цены придут в соответствие с тем, что иностранцы видят на улицах, они поедут к нам с удовольствием.