Туризм - один из самых рискованных видов бизнеса. Что бы ни произошло в мире, первыми страдают именно турфирмы. Они болезненнее всех реагируют на любые превратности судьбы. Вот и сейчас после терактов в США количество продаваемых путевок снизилось почти вдвое.
А нам все равно
И все-таки наш российский турист будет отдыхать при любом раскладе, и никакие катаклизмы его не остановят. Год назад в Израиле началась заваруха с палестинцами, тогда все в один голос утверждали, что туризм в этой стране умрет. И что же? Самолеты до Тель-Авива забиты, билеты расходятся задолго до даты вылета. Конечно, поток туристов из Петербурга в Израиль уменьшился по сравнению с прошлыми годами, но отнюдь не прекратился.
Приблизительно то же самое ожидается сейчас и в связи с предстоящими ударами возмездия. Сначала люди будут опасаться ездить в США и исламские государства, находящиеся поблизости от предстоящего театра военных действий, а затем наши туристы неминуемо вернутся в эти страны, поняв, что слухи о "третьей мировой" сильно преувеличены. К тому же по Египту или по Объединенным Арабским Эмиратам удары не планируются, а со своими фундаменталистами там справляться научились давно.
Удары по Америке вызвали поначалу настоящую эпидемию самолетобоязни. Но болезнь длилась всего пару недель и сейчас практически сошла на нет. Единственные, кто еще долго не забудет произошедшей трагедии, - это сотрудники авиакомпаний и пограничники. Уже на следующий день после атаки на небоскребы во всех аэропортах усилили меры безопасности, доведя их до уровня, граничащего с запредельным. В Болгарии, к примеру, пошли на то, что снизили вес разрешенной ручной клади, проносимой в салон, до двух килограммов. Таможенники перетряхивают все, вплоть до дамских косметичек. В Израиле перед посадкой в самолет пассажиры проходят аж шесть этапов проверки. Эти новшества стали причиной массовой задержки рейсов. За время, прошедшее с 11 сентября, лишь считанные экипажи во всем мире подняли свои машины в небо точно по расписанию.
Тяжелый сезон
Самое обидное, что сегодняшние неприятности случились, когда турагентства стали потихоньку выползать из той ямы, в которую их загнал крайне сложный летний сезон. То, что происходило с туризмом в этом году, можно описать только словами "небывалый провал". Проблемы коснулись абсолютно всех турфирм, рискнувших вложить деньги в чартеры и гостиницы. Директора петербургских компаний винят во всем Турцию. Цены на путевки в эту страну были такими низкими, что оттянули львиную долю туристов от других направлений. Однако настоящая хохма заключается в том, что это не принесло никакой пользы самим операторам по Турции. Все они получили совсем не те прибыли, на которые рассчитывали, а некоторые вообще ушли "в минус". Специалисты видят причины случившегося в непродуманной и несогласованной чартерной программе. А кое-кто даже подумывает о том, что отдельные тургиганты пошли на продуманный обвал рынка, чтобы разорить мелких конкурентов. Впрочем, если такую цель кто-либо перед собой ставил, то он своего не добился. Фирмы, приостановившие свою деятельность этим летом, можно пересчитать по пальцам. Но выжившим от этого не легче, потребуется не меньше двух лет, чтобы "зализать раны".
Куда ехать, шеф?
На этот вопрос каждый даст ответ сам. Никому не под силу предугадать надвигающиеся события. Хоть какое-то представление о грядущем зимнем сезоне можно получить только на специальных мероприятиях. С 3 по 6 октября в Гавани пройдет крупнейшая на Северо-Западе туристическая выставка INWETEX. Именно туда отправятся те, кто хочет разобраться в происходящем. Впрочем, некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Люди ведь все равно будут куда-то ездить отдыхать. Если не в одни страны, так в другие. В те же Штаты, например, сегодня отправляются лишь те, кому это позарез нужно, остальные предпочитают подождать. Аналогичная ситуация складывается пока и с арабскими государствами.
Специалисты утверждают, что в таком случае неизбежно повысится спрос на европейские направления. Осенью и так традиционно возрастает популярность экскурсионных туров, называемых "классическими". Теперь же они вполне могут стать гвоздем не только межсезонья, но и зимы. В первых рядах окажутся Чехия, Италия, Испания и Франция.
В лидерах будут и типично зимние варианты - коттеджи посреди снежного леса и горнолыжные курорты. Тем более что сейчас не найдется практически ни одной европейской страны, которая не оборудовала хотя бы парочку склонов. Цены на подобное удовольствие гуляют в довольно широких пределах - от сравнительно недорогой Болгарии до весьма и весьма недешевых французских Альп.
Не обошлось и без дополнительной порции дегтя к уже имеющимся неприятностям. С 1 октября родная и братская Болгария окончательно ввела для россиян визовый режим. Если раньше хотя бы туристы могли поехать в эту страну, не оплачивая консульского сбора, то теперь всем придется выкладывать деньги - целых 23 доллара. Трудно сказать, к чему приведет это новшество, но приятных эмоций оно точно не добавит. Утешением может служить лишь то, что вначале планировалось брать за болгарскую визу аж 53 доллара, однако в последний момент цена была снижена.
Впрочем, хоронить туризм рано. Турфирмы еще поборются за свое место под солнцем, и прогнозы на будущее у них осторожно-оптимистические, несмотря ни на что.